Чемпионат WorldSkills Russia в Южно-Сахалинске стал местом масштабной деловой программы — после большого пленарного заседания, где много говорили, но ничего не решили , специалисты переместились для общения в "Аллею". Сегодня там состоялась проектная сессия, посвященная модернизации системы образования в островном регионе.
В качестве модератора встречи выступила ректор института развития образования Сахалинской области Александра Крылова, которая задала общий тон встречи и передала микрофон выступающим. Перед аудиторией слово держали министр экономического развития региона Алексей Успенский и начальник одного из отделов министерства образования Юлия Решетова.
Алексей Успенский, Александра Крылова и Юлия РешетоваПервые десять минут встречи оказались абсолютно бессмысленными — Алексей Успенский перенял умение говорить ни о чем у председателя правительства Веры Щербины, начав разговор с НЭПа и ухода от нефтегазовой сферы к туризму, рыбе и сельскому хозяйству. Следом министр перечислил все меры поддержки, которые есть в регионе, но эту информацию собравшиеся либо знали, либо она им была не нужна.
— Сейчас в трех территориях опережающего развития у нас есть 21 инвестиционный проект, в которые вложено 14 миллиардов рублей, и только на этих созданных предприятиях появится порядка трех тысяч рабочих мест. Соответственно, возникает вопрос, а кто будет работать на всех этих предприятиях? — переходит после долгой прелюдии к сути объявленного вопроса министр экономического развития.
Не хватает в островном регионе специалистов в инженерно-технической, медицинской, строительной сферах. Алексей Успенский разобрал дефицит кадров на конкретных профессиях. На первый квартал 2018 года в области было 170 вакансий сварщиков и лишь 145 претендентов, похожая ситуация с электромонтерами (67 против 49) и плотниками (263 против 159).
Как решить эту проблему и что именно можно модернизировать в сфере среднего профессионального образования, рассказала Юлия Решетова. Первым пунктом в программе министерства является участие в чемпионате WorldSkills. Вторым — проведение государственной аттестации в форме демонстрационного экзамена. Сахалин вошел в этот пилотный проект год назад.
— Следующий этап использования элементов дуального обучения — без этого, конечно, никуда. Очень новая форма, вытекающая из давно забытого старого. Сейчас мы внедряем это на предприятиях сельского хозяйства, уже заключены контракты с совхозом "Комсомолец" и птицефабрикой "Островная" для реализации практико-ориентированного обучения, — отмечает эксперт.
Сахалинских специалистов необходимо готовить не несколько лет, а в течение нескольких месяцев — для этого в островном регионе открывается в 2019 году центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОП). Повышать же качество учебы студентов будут в межрегиональном центре компетенций, который начнет работать в декабре. Там будут оттачивать мастерство профессий, необходимых для развития туризма.
После выступлений микрофон отправился в зал, где его взял гость из Якутии Дмитрий Алексеев и устроил экзамен для специалистов. С напором матерого оппозиционного журналиста он пытался узнать, сколько бюджетных денег тратят на одного студента (в Якутии — 170 тысяч рублей, а на Сахалине — 70-80 тысяч рублей) и сколько должны платить родители (в Якутии — 60 тысяч рублей, на Сахалине — от 80 до 150 тысяч рублей).
— Сколько средств вы берете из федерального бюджета? — не унимался гость из Якутии.
Гость из Якутии— Я не готовилась к экзамену по денежным средствам, — ответила Юлия Решетова.
— WorldSkills мы сделали полностью за счет областного бюджета. Никаких федеральных денег не получили, — вступила в дискуссию модератор Александра Крылова.
— Мне это неинтересно, — заявил Дмитрий Алексеев.
Хамоватое поведение представителя Республики Саха не понравилось не только островитянам, но и гостям из других регионов — вступились за сахалинцев гости из Магадана и Пскова. В ходе дискуссии они возвращались к тем же тезисам, которые были уже названы (нехватка кадров, долгое обучение и т.д.), но один вопрос все-таки стал эксклюзивным.
Вся аудитория начала обсуждать, как в своих регионах они работают с детьми, которые не сдали после девятого класса ОГЭ. Псковская область год давала ребятам учиться за счет бюджета, чтобы они не проводили это время на улице, но проект не был успешным. В Якутии и Магадане от тех же самых действий вышел противоположный эффект. На Сахалине же надеются решить эту проблему с помощью ЦОПов.
После завершения дискуссии на сессии получилось дополнительное выступление от начальника управления СПО в Сахалинском государственном университете Инна Лифанова. Единственный вуз островного региона тоже хочет развиваться, и уже сейчас достигнута договоренность с министерством образования о передаче части оборудования, закупленного для WorldSkills.
Инна ЛифановаДля повышения качества образования, по мнению специалиста, необходимо создавать базовые кафедры. Одной из площадок может стать третья гимназия или любая другая школа в Южно-Сахалинске, где будущие педагоги (СПО и высшее образование) могут учиться на месте. Кроме того, необходимо чаще использовать профориентационные лагеря — СахГУ впервые опробовал такую модель этим летом, и она успешно показала себя.
Главным моментом в речи Инны Лифановой, да и всех её коллег на сегодняшней сессии, стало очередное предложение о возвращении сокращенной формы обучения. Сахалинский государственный университет готов делать программы для островитян, которые смогут получать образование быстро и с помощью заочной формы обучения. Необходим лишь заказ от региона, который наверняка будет в ближайшие годы.
ИА Sakh.com