Самое дальнее путешествие шахматная выставка «Царская игра» из фондов московского музея совершила, приехав на Сахалин
Гордость коллекции
На шахматном поле сошлись не привычные белые и черные, а белые и красные. Белые фигурки символизируют смерть, рабство, власть денег, а красные представляют радостные образы будущего. Агитационные шахматы создали по моделям скульптора Данько на Петроградском фарфоровом заводе в первой половине XX века.
«Красные и белые» из изысканного фарфора – гордость коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Московские музейщики переживали, как хрупкие шахматы перенесут путешествие на Сахалин, но фарфоровые фигурки, как и все остальные, прибыли в полной целости и сохранности.
Как рассказывает директор московского музея Елена Титова, выставочный проект «Царская игра» открылся в 2013 году и стал одним из самых путешествующих. Экспозиция прокатилась по Золотому кольцу, побывала в Астрахани. Но Южно-Сахалинск стал самой дальней точкой на карте.
– Это была, прежде всего, инициатива сотрудников Сахалинского художественного музея. Нам было очень приятно, что нашу выставку желают видеть на острове. Проект шел очень легко, и расстояние не оказалось помехой, – отмечает Елена Титова. – К тому же выездные выставки помогают раскрыть потенциал музейных фондов. Мы подсчитали, что посетители музея видят только пять процентов от того, чем богаты наши фонды.
Мифы и история
В большом зале Сахалинского художественного музея разместились около четырех десятков шахматных комплектов из мамонтовой и моржовой кости, дерева и стекла, металла и камня.
В шахматных фигурах художники выражали свои представления о добре и зле, страшном и прекрасном. Облик пешек, коней и ферзей отражает исторические события, народные традиции. В поединках на шахматной доске сходятся герои мифов и литературные персонажи, животные и неодушевленные предметы.
Эстетику игрового действа подчеркивают шахматные столики, нередко украшенные мозаикой, инкрустацией, резьбой, росписью. Экспозиция «Царская игра» включает столы конца XVIII – середины XX века.
На выставке встречаются герои «Руслана и Людмилы», «Садко», «Конька-Горбунка». Шахматы немецкого мастера рисуют сражение шведов с австровенграми. А мастер Кушов из Вятки создал набор деревянных фигур, где рабочие и солдаты противостоят белым офицерам. Вятские шахматы, к слову, демонстрировались на Всемирной выставке в Париже в 1925 году.
На той же выставке ранее побывали шахматы «Народы Кавказа», ювелирно тонкая резьба по дереву сочетается с образами горцев. В других наборах отразились верования и традиции народов Сибири и Дальнего Востока. Костяные фигурки по мотивам якутского эпоса «Олонхо» – это светлые боги Верхнего мира и злобные существа Нижнего.
А чукотский косторез Вуквол в 1920-е годы изготовил шахматы в виде животных Крайнего Севера – белых медведей, моржей, оленей, зайцев. По древним верованиям жителей Чукотки, у людей и зверей – единая сущность. Оттого и в шахматных фигурках много человеческого: одни – важные и суровые, другие – трогательные и добрые.
КстатиСреди русских писателей лучшим шахматистом считался Тургенев. В 1870 году в Баден-Бадене Ивана Сергеевича избрали вице-президентом Международного съезда шахматистов
Война без смерти
Сложно представить, что подобными произведениями искусства можно разыгрывать шахматные партии.
– Шахматы – это такая вещь, которую нельзя просто держать на полке. Только единицы создавались как выставочный образец. В них форма превалирует над игрой. Но многими из этих экспонатов играли. Не скажу, насколько это удобно и непривычно. Сама я в шахматы играть не умею. Для меня это исключительно искусство, – говорит заведующая отделом дерева Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Татьяна Рыкова.
Привычные нам шахматы, какими сегодня играют спортсмены и любители, называются стаунтоновскими. В 1849 году их разработал англичанин Натаниэль Кук. А по рекомендации выдающегося шахматиста Говарда Стаунтона простые и удобные фигуры стали стандартом на соревнованиях.
А вообще игра в шахматы зародилась около двух тысяч лет назад в Индии. Одна из легенд приводится в поэме Фирдоуси «Шахнаме» конца X века. Индийские царевичи Гав и Талханд после смерти отца начали междоусобную войну. Войско Талханда было разгромлено. Царица-мать обвинила Гава в убийстве младшего брата. Желая успокоить мать и доказать, что Талханд не был убит в бою, Гав собрал мудрецов со всей страны. Один из них на доске, разделенной на клетки, расставил вырезанные из кости фигуры и восстановил ход битвы. Так возникла игра, где происходит сражение, не несущее смерть и боль утраты.
Основные правила шахматной игры сложились в эпоху Возрождения. Но их современный вариант установился только около ста лет назад.
На открытии «Царской игры» участники шахматного клуба Южно-Сахалинска провели для посетителей живую партию. Юные шахматисты облачились в черные и белые наряды пешек, ладей, королей. А взрослые игроки управляли черно-белым войском.
– Хотелось бы процитировать чемпиона мира Тиграна Петросяна: «Шахматы по своему типу – игра, по содержанию – искусство, а по тяжести овладения этой игрой – это наука». Шахматный мир очень глубокий. Действительно, это самый настоящий спорт, – отметила призер чемпионатов России и Европы по шахматам, южносахалинка Татьяна Маринина. – Благодарю организаторов выставки, что дали возможность насладиться экспонатами и взглянуть на любимые шахматы с новой стороны.
Увидеть «Царскую игру» в большом зале областного художественного музея можно будет до 1 июля.
Наша справкаНа Руси шахматы появились примерно в IX–X веках. О раннем знакомстве восточных славян с игрой убедительно говорят археологические находки – шахматы с «личиками», обнаруженные при раскопках почти во всех крупных городах Киевской Руси.