Гастроли театра имени Федора Волкова открылись комедией Александра Островского "Лес". Ярославский режиссер Александр Кузин поставил ее на бенефис заслуженной артистки России Татьяны Мальковой, которая прилетела на Сахалин на один вечер. Словно повторяя кочевую жизнь классических "островитян": из Керчи в Вологду, из Южно-Сахалинска в Ярославль.
Помнится, когда в институте мы "проходили" "Лес", преподаватель говорила, что его движущей силой является конфликт интересов актерской вольницы и диких нравов дремучего дворянского царства, и пьеса является второй данью драматурга господину Актеру после "Талантов и поклонников". Два странствующих актера зашли с голодухи в богатое имение, попили-поели, ужаснулись корысти местной элиты и удалились в даль светлую — нищету и свободу, прихватив бутылок со стола. Да попутно спасли счастье подвернувшихся случайно Ромео и Джульетты. На деле "Лес" обернулся материализацией мысли Вильяма ненашего Шекспира "про весь мир — театр", о всеобъемлющей силе лицедейства, которым люди занимаются везде, где живут, — в лесу, на кухнях, спальнях и т.д. И акценты оказались переставленными: воины театрального света небезупречны в своем рыцарстве, "лесники" потрясли ударным жизнелюбием, а любовь молодой парочки вызывает сомнения — а есть ли, а стоила ли она таких страданий на старте?
<<< >>>В "Лесе" параллельно раскручиваются три любовные линии, только две пожилые девушки уже едут с ярмарки — Гурмыжская (Татьяна Малькова) и Улита (Ирина Сидорова), а третья, юная Аксюша (Дарья Таран), только выходит на дорогу больших страстей. В своем лесу Раиса Павловна Гурмыжская, в отличие от мрачного Несчастливцева (Владимир Майзингер), живет полной жизнью, является душой театра одной актрисы с благодарной публикой в лице уездного бомонда. Позволяет себе все, что душа пожелает, только маски успевает менять в широчайшем регистре, и они прилегают к лицу без зазоров. Хочет быть барыней, благодетельствующей бедную девушку, — пожалуйста, хочет — является нежной, трепетной маргариткой ("Я женщина. Я сирота"), которую всякий обидеть может. Тут же, мгновенно, взбесившейся гетерищей с павианьими ужимками, чтобы не упустить последний женский шанс, или хабалкой с рюмкой водки. Фантастическая Татьяна Малькова искрит в каждом движении, взгляде, интонации. Гуляй, рванина, все ей к лицу.
А трагик Несчастливцев (Владимир Майзингер) как будто таскает с собой невидимую трибуну и не упускает случая чуть что взгромоздиться на нее и с картонным пафосом учить человечество. С Шекспиром и Шиллером ему проще, чем с живыми несовершенными людьми. Он так заигрался, что даже в благородном жесте — на тебе приданое, и женитесь — видится не протест против скупости тетки, а очередная попытка самолюбования. И несчастье Аксюшино только начинается. Потому что при всей разнице ее тихоня Петя (Сергей Карпов) и гимназистик с гибким позвоночником Буланов (Максим Подзин) — близнецы-альфонсы. Пете не столько хочется жениться, сколько сбежать от умного и жесткого папы, и не слышит он Аксюшу, которая тянется к нему в принципе из бездны горького одиночества. Короче, утомляет она: что ты все усложняешь? Вот поженимся, все будет хорошо, и поедем на тройках куда-нибудь…
Фото пресс-службы Чехов-центра
Самое скучное, когда в заметке по поводу премьеры есть основание вставить фразочку: "Как всегда, режиссер сделал то-то…". Применительно к Островскому доводилось видеть два варианта — либо до зубовного скрежета скучную "классику", от которой дохли мухи, либо купчиков, одетых под рокеров или вовсе раздетых, для актуализации. Островский в руках Александра Кузина явился в классических одежках, но без какого-ибо намека на нафталин, и влюбил в себя морем человеческих страстей, которые были и пребудут с нами. Но мы даже не подозревали, сколько комического драматург заложил в пьесе, а режиссер в каждом микроне актерского существования и каждой запятой текста его обналичил.
Невинная фраза молодящейся Гурмыжской "Ах, если б я была понаряднее!" вызвала приступ просто гомерического смеха у актеров Чехов-центра в амфитеатре. Ведь, судя по афише и сайту театра, в домашнем спектакле дамы-господа одеты в исторические костюмы середины XIX века. А тут богатая и влюбленная барыня, у которой в душе "всегда 17", три часа бегает по сцене в пасторальном ситцевом балахоне в цветочек, ровно сирота какая. А все потому, что по техническим причинам сундуки с реквизитом к выходу на сцену не подоспели, и ярославцы выкручивались за счет запасов Чехов-центра, в традициях корпоративной солидарности. Оранжевый вельветовый пиджачок для Несчастливцева сняли с плеча персонажа спектакля "Крыша над головой" по Шукшину. Стеклянную выгородку, символизирующую зеленым цветом лес, одолжили в свежей премьере "Дамский портной". Но, как заметили гости, каждая такая "накладка" — она же находка для актера. И вообще они могли бы просто сказать, что дело происходит в лесу. Или на море, или в пустыне, разницы нет, потому что такого Островского они могли бы играть на голой сцене, и мы бы не понесли потерь.
Мы увидели совершенно фееричных актеров, которых невозможно делить на первых и вторых. На таких обаятельных Счастливцевых (Виталий Даушев), без кола, двора и громких амбиций, держится провинциальный театр, которому, как всякой работе, присуща рутина. И надо ее тащить, не сильно впадая в грех уныния. С ним совершенно искренне хотела быть счастливой Улита, но ханжество и предрассудки победили — лучше уж лакей, чем прости господи какой-то актер. Небольшая роль у Олега Новикова — купец Восмибратов, который дешевую актерскую патетику способен при случае заткнуть благородным поступком. Но более всех потряс филигранной игрой мудрый домовой Карп Савельич (Валерий Соколов, служащий в театре имени Волкова 47 (!) лет). Легкий, в чем душа держится, старичок видит все слабости людей насквозь, посмеивается и прощает, но, в сущности, это прообраз Фирса из "Вишневого сада" при блажной барыне. Трагедия впереди, еще не все вырублено и проедено в Парижах, а потому пока можно беспечно отдаться бушующим томлениям духа и тела — однова живем. И смотрим мы эту чужую, далекую вроде бы жизнь, как свою.
…На выходе из зала ухо ловит реплику зрительницы дочери-школьнице:
— Что вы там "проходите" по Островскому, "Грозу"? Жаль, что не "Лес".
Впрочем, еще не все потеряно. В этом году в репертуаре Театра Наций появилась "ГРОЗАГРОЗА" в постановке худрука театра имени Волкова Евгения Марчелли. Авось, свидимся.
Купить билеты на показы театра из Ярославля и другие спектакли можно на bilet.sakh.com.
ИА Sakh.com