Учитель Клара Колпащикова: это праздник, а не работа


Она как Алиса в Стране чудес — не перестает удивляться всему, что видит, даже если остальным это кажется обыденным. Слегка опаздывает на интервью, совершенно искренне и по-детски перепутав время, влетает в школу — красное пальто, экстравагантная прическа (один чересчур эмоционально привязчивый локон так и не отпустил бигуди — так задумано, отпустит перед уроком), радостный голос. Улыбается вахтеру, обнимается с детьми, показывает нам рисунки на стенах в фойе, взлетает, едва ли не пританцовывая, по лестнице, успевая переброситься со всеми парой приветственных фраз… Больше 25 лет работы в школе — и ни намека на профессиональное выгорание. Напротив, бесконечное профессиональное самовозгорание. Как Кальцифер у Миядзаки, она умеет сама подбрасывать себе поленья, чтобы не гаснуть, — поленья вдохновения, мотивации, настроения и любви к миру. Хочется надеяться, что такое умение заразно и передается через интервью. Знакомьтесь — Клара Колпащикова, учитель МХК, краеведения, географии, изобразительного искусства, светской этики... А еще — путешественник и путеводитель в мир прекрасного. Наше общение с долей спонтанности начинается в фойе и заканчивается на уроке. — Вот это ловец снов у нас тут, все эти поделки дети мастерят на уроке краеведения, изучая культуру коренных народов Сахалина. Это мой кабинет. На самом деле это лаборантская, просто так много всего надо, все должно быть под рукой, мне здесь удобно. Видео, разные материалы, все, что дети делают на уроках, находится здесь. Я ведь преподаю много разных предметов. Вот мои книги. Смотрите, здесь и Дали, и Врубель, и Крамской, и Леонардо, и Эдвард Мунк, и Боттичелли, и Моне… Самое интересное — книги по искусству Сахалинской области, по мировой художественной культуре. Есть очень ценные книги, раритеты. Вот эту я привезла из Италии, из Венеции, где жила этим летом. Это Джотто ди Бондоне, Пьеро делла Франческа… Это подарки. Книги 1960 года издания. Этим летом я жила в Венеции в доме художницы за 20 копеек буквально. Была в Капелле Скровеньи в городе Падова (по-русски Падоя), в музеях… Три месяца прожила в Италии, изучала мировую художественную культуру, а именно эпоху Возрождения. Теперь я знакома абсолютно со всем, что есть во Флоренции, где жила десять дней. Всего я побывала в 17 городах Италии. Вот у меня есть том Данте Алигьери на итальянском. Не знаю, каким-то чудесным образом мне даются разные языки, я все понимаю. — На скольких языках вы говорите? — Хорошо, про прекрасно говорю на татарском, башкирском, турецком. Английский нигде не изучала, но вполне сносно на нем разговариваю, когда живу в Европе. Последние лета три я полностью там провожу. А вот еще ценная, просто удивительная вещь — Киевская Псалтирь. Это факсимильное издание, необыкновенная вещь. Сейчас я вам расскажу интересную историю про одну букву. Ситуация такая — родитель пришел и говорит директору, почему ваш учитель русского языка похерил ребенку тетрадь? Учительница русского говорит — как так можно, чтобы родитель приходил и разговаривал с учителем на матах? Но родитель не ругался, напротив, он был образованный. В старославянской азбуке буква Х называлась "хер". То есть, учитель просто перечеркнул написанное в тетради, и родитель так выразился. Все правильно — когда ты перечеркиваешь, то похериваешь, ставишь букву "хер". Ситуация повернулась таким интересным образом, что родитель преподал урок директору и учителю. Это очень давняя история, другой директор, другой учитель. Киевская Псалтирь — это подарок учеников. Они уходят из школы и дарят книги. Какую еще показать? Вот книга о русском музее. Ирочка Белова подарила в 2003 году. "Кларе Борисовне от ученицы 9Б класса Беловой Ирины в знак долгой памяти и преданности своему делу". Сейчас таких учеников практически нет. — Дарят меньше? Или подписывают меньше? — Нет. Меньше любят предмет. Дети не нацелены на МХК в связи с тем, что сейчас идет массированное давление на психику ученика из-за ЕГЭ. Ты не должен не думать ни о чем другом, кроме как сдать ЕГЭ. Прагматичный подход: ребенок выбирает предметы, распределяет свои силы, а остальное ему как бы и не нужно. Поэтому на весь класс набирается четыре-пять человек, интересующихся искусством. Остальные просто откровенно могут сказать — неинтересно, кому это надо. Но наши разговоры на уроке они всегда очень внимательно слушают. И я думаю, когда они окончат школу, поступят в вузы, жизнь у них пойдет спокойнее — и вот тогда в тех городах, где они будут учиться, они будут интересоваться искусством тоже. За то, что слушают, я уже благодарна. Оценок плохих у нас практически нет, потому что нужно дорожить хотя бы тем, что дети воспринимают информацию на слух. Наша школа имеет одну интересную особенность — ученый процесс организовывается так, чтобы была возможность по приглашению посещать художественный музей, спектакли… Мы ходили с детьми на выставку "Мадонны дель Пополо" Рафаэля Санти. Или, допустим, пятые классы, декоративно-прикладное искусство — уроки частично проводятся в художественном музее. Также и к нам приходят специалисты, например, по древнерусской культуре. Привозят настоящие экспонаты, дети с ними знакомятся. Этот проект называется "Музей приходит в школу", он есть только у нас, потому что администрация нашей школы тесно сотрудничает с музеем, мы на виду и на слуху и поэтому можем обращаться с нетрадиционными просьбами. Конечно, если музейные сотрудники будут посещать все школы и давать уроки, когда им заниматься своими делами? Вот открываем книгу — и сразу Эдгар Дега, "Голубые танцовщицы", обнаженные героини Амедео Модильяни… Эдвард Мунк — художник, чьи картины постоянно воруют в музеях. Марк Шагал — я была в его музее в Ницце, на юге Франции, на лазурном берегу… Я учительница, и считается, что мы скромно живем. Это так. Но у меня была мечта — пожить в шикарном отеле в Ницце, он слывет одним из шикарнейших отелей мира. Это отель Негреско. Я специально поработала побольше и пустила заработок на эту цель. — У вас скоро урок, так и пойдете в джинсах? Учителю можно в джинсах на урок? — Нет, у меня так: в джинсах и рубашке приходишь в школу, переодеваешься в рабочее платье или рабочую юбку и блузку. Всегда у меня в этом шкафу в лаборантской что-нибудь дежурит. Я работаю часов до девяти вечера, потому что веду много предметов, нужно очень много всего оформлять. Уроки закончились — переодеваюсь снова в джинсы и рубашку, чтобы чувствовать себя свободно. — Клара Борисовна, глядя на вас можно сказать, что вы свободный художник и путешественник. Как вы пришли работать в школу? — В школу я пришла по жизненной необходимости. Работала в геологии, и когда у меня родился сын, ведомственный детский сад находился в Луговом. А у меня еще были два близнеца, и это было бы физически невозможно — возить маленького ребенка в детский сад в Луговое, потому что близнецов еще нужно вести в школу в первый класс. И соседка мне сказала — если хочешь получить сад рядом с домом, нужно идти работать в школу. Я говорю — а кем я там могу работать, не имея педагогического образования? Лаборантом кабинета физики. И вот я сюда пришла в 1988 году лаборантом кабинета физики. И мне сразу предоставили детский сад прямо во дворе нашего дома. Такая предыстория. Надо сказать, в школьные годы я отличалась тем, что хорошо умела организовать класс. Я хорошо училась, русский язык и литература были моими любимыми предметами. Я не была каким-то авторитетным лицом, председателем совета класса. Но почему-то, когда классный руководитель уходила на совещание, и класс оставался один, мне поручалось читать книгу вслух. И я читала выразительно, даже плакала. Не помню, что это была за книга, но класс сидел, затаив дыхание, и слушал. Из этого классный руководитель сделала вывод, что в будущем я должна работать учителем. После того, как я немного поработала лаборантом, мне предложили вести уроки, наверное, увидели, что у меня может хорошо получиться. Я пошла учиться на географический факультет и параллельно начала работать. Сейчас я веду краеведение, внутри которого пять предметов. Они преподаются с 5 до 9 класса. Это история, география, биология, литература и культура Сахалинской области. У нас город маленький, и я знакома с нашими поэтами, писателями, в том числе с Владимиром Санги. Как-то школа увидела, что это мой предмет, а то раньше по частям вели: если учитель литературы — ведет литературную часть, если учитель биологии — свой раздел. Кроме краеведения я веду еще несколько отдельных предметов: географию, МХК, музейную педагогику, изобразительное искусство, основы светской этики. Последний предмет — новый, детям нравится, они очень много рассуждают и раскрываются. Это четвертые классы. — Получается, вы с утра и до вечера в школе? — Да, потому что у меня есть свой класс, где я являюсь классным руководителем, — 9Б. Основная моя работа во вторую смену, но я прихожу рано утром, чтобы их контролировать, все ли на месте. Если не на месте, звоню родителям. Но дети хорошо воспитаны, конечно. Дети из нашей школы везде на виду. Я считаю, дорогого стоит, что художественный музей на открытие какой-либо выставки желает видеть наших детей. — Расскажите еще немного о ваших заграничных путешествиях. Как вы выбираете, куда поехать? — Я выбираю такие города, которые у меня вызывают интерес тем, что в них жили или живут знаменитые художники, архитекторы. В прошлом году я была сначала в Париже, потом в Барселоне, где много творений Антонио Гауди. Посмотрела все дома, в том числе самый знаменитый дом Мила, или как его еще называют Ла-Педрера. Это последняя завершенная работа Гауди. Главное кредо этого архитектора — чтобы каждый дом был необыкновенным, чтобы он выглядел так, как будто это остатки скал, которые обветрило, и в них создались окна, дверные проемы… Все приближено к природе. Здания без углов отделаны кусочками разноцветной смальты — словно сами морские волны сверкают на солнце. Например, чтобы дерево с улицы "заходило" прямо в окно. Есть такой знаменитый парк Гуэля на север Барселоны, я его тоже посетила несколько раз. Побывала на родине Сальвадора Дали, в Фигерасе — это город недалеко от Барселоны, часах в четырех езды на поезде. Там расположен дом-музей Дали, башенки которого украшены большими яйцами. Еще недалеко от Барселоны находится город Малага, где родился Пабло Пикассо. Там я, конечно, тоже посетила музей Пикассо, как и в самой Барселоне. Я всегда хожу с картами по городам, у меня географическая и картографическая память очень цепкая. — Вы одна путешествуете? — Да, живу по хостелам с молодыми людьми из разных стран, мы все дружим, общаемся потом в Фейсбуке. В этом году я ездила по всей Италии. Первым моим желанием было посетить галерею Уффици, посетить Палаццо Питти, Палаццо Веккьо. — Кстати, об Италии. Мне коллега рассказывала, как в школе она читала "Божественную комедию" и вела читательский дневник — это было ваше задание. — Да, сейчас нет таких детей, как тогда, у меня сохранились все их рисунки, стихи, выполненные задания. Вот, например, ученики седьмых классов прошлых лет сделали рукописную книгу Омара Хайяма с иллюстрациями. Знайся только с достойными дружбы людьми, С подлецами не знайся, себя не срами. Если подлый лекарство нальет тебе — вылей! Если мудрый подаст тебе яду — прими! Вот Анна Розанчук, она уже умерла, а у меня ее рисунок остался. Я до сих пор дружу с теми, кто выделялся у меня на уроках, часто их встречаю. Вот рисовали восточных красавиц, вот орнаментальные рисунки — это ковры. Сейчас для такой работы нет времени, очень сократили время. Раньше МХК было с 5 класса, а сейчас только в 10-11. Да, вот так мы жили, сейчас так не живем. — А сейчас как? — Ну, сейчас ты, как артист, ускоренно преподаешь и ускоренно рассказываешь. Еще я люблю путешествовать по религиозным местам. На юге Италии в храме города Бари мощи Николая Чудотворца, а на севере — Туринская Плащаница, к которой я тоже прикоснулась. Приехала туда к Плащанице, но в первый же вечер попала на необыкновенный рок-фестиваль. Мне не чуждо ничто, все интересно. И третий мотив для моих путешествий, кроме мест жизни известных художников и религиозных мест, — это места из любимых художественных фильмов. Так, я видела фильм "Раскаяние", где играет Изабелла Джани, и там события происходят в отеле Нигреско. Вот увидела лет десять назад, думаю, ну надо хоть на немножечко там оказаться. И вот этим летом мне это удалось. Или вот, допустим, я ежевечернее читаю себе книги. У меня нет телевизора, я живу без него, поэтому у меня много времени. Хоть приду в десять вечера домой, хоть в одиннадцать, обязательно читаю себе книги. Сажусь с географической картой и читаю того же Хемингуэя, как он ходит по Парижу. Вот такие дела. — И что же происходит с вашим настроением, когда вы возвращаетесь из высококультурной Европы обратно в Россию, на Сахалин? — У нас Сахалин тоже высококультурный. Первое, о чем я мечтаю по возвращении, — быстренько поехать с кем только возможно на Охотское море и искупаться в ледяной воде. Купаюсь прямо до середины ноября. У нас своя культура, здесь все по-своему: щедрость природы, щедрость людской души. Разве можешь ты в какой-нибудь Ницце развести костер на берегу? А у нас на побережье Охотского моря огромный костер сначала разведешь, потом как искупаешься и греешься у костра. Конечно, замечательно. Здесь ты чувствуешь настоящий простор. Я вообще восхищаюсь нашим островом на краешке материка и на краешке огромного океана, как бы на грани величайших сил планеты. — Говоря о Сахалине, я имела в виду не природные красоты, которые безусловны, а поведение людей. Вы же не можете не замечать, как у нас некоторые ведут себя. Выбросить окурок из машины, плюнуть под ноги — как здрасьте. — Нет школы какой-то, нет бережного отношения к человеческой душе, чтобы все было красивенько устроено, висели тактичные баннеры. У нас же реклама чьей-либо продукции — купите и все. А если бы висело "Улыбнитесь!" или "Как вы хорошо выглядите, вот вам урночка", было бы приятнее. У нас народ хмурый и такой загруженный. Идешь по Италии — человек обыкновенный идет по улице и поет. Если у нас веселый и культурный человек, вот я, например, будет идти и петь, все скажут — что это с Кларой Борисовной? Или в поезде едешь, недалеко кто-то сидит, смотрит в окно и мелодично высвистывает мелодию, и никто не скажет плохого. Наоборот, все оглянутся, покивают, улыбнутся, он дальше поет. Во многом культура зависит от нас, от учителей. Я, например, очень часто детям говорю — вот станете правителями, пожалуйста, не отдавайте Курилы никому, принимайте такие законы, которые регулировали бы отношение людей к чистоте, красоте нашего города и острова. Просто пока мы не можем навести порядок, не можем зарабатывать на том, что мы необыкновенные. А ведь у нас есть бухта Пильво, где я десять дней жила в палатке в 2010 году, и множество прекрасных мест, которых нет вообще нигде в мире. Этому чувству прекрасного я и учу своих детей. И сама у них учусь. Учитель должен учиться у детей. Мне было 50 лет, когда я начала осваивать компьютер, и мои ученики мне все показывали и помогали. — Как вы не устаете, столько времени проводя в школе? — Не устаю. Дети — это такие энерджайзеры, вот заходишь в школу с больной головой, например, и от этого прекрасного шума все проходит. Атомы летают, молекулы, эндорфины! Вот этот локон один у меня на голове — специально. Символ того, что для меня школа — это праздник. Я с детьми целый день праздную, это праздник, а не работа. И только потом уже, вечером начинается оформление документации — это работа. — Этот прекрасный шум, как вы говорите, некоторых учителей наверняка раздражает. — Не знаю, наших прямо радует. А когда наступают каникулы — ой, такая тишина в школе, аж сам ходишь, и бегаешь, и кричишь. — С детьми какого возраста вам проще, интереснее? — Со всеми. Я постоянно горю, живу, как на вулкане. Да, я же залезла на вулкан Везувий этим летом! Прямо сидела на краешке кратера, и прямо фумаролы дымились. — Какой класс сейчас придет в этот кабинет? — 8А — это дети, которых мы будем ждать сейчас, они будут плестись... Прямо сейчас звонок, но придет человека три, четыре. — Вы не пойдете искать их, жаловаться? — Нет, не пойду. Зачем жаловаться? С ними договариваешься, если что-то пропустили, наверстывают. Они очень умные. — Клара Борисовна, вы строгий учитель? — Я строгая, когда переходят грань. У меня тон ведения урока несколько свойский, но не панибратский. Вот, сейчас посмотрите. Здравствуйте, ребята! Сегодняшняя тема — комфортность-дискомфортность климатических условий. Ребята, это практическая работа, можно коллегиально работать. Коллегиально — значит вместе. Эдичка, ты слышишь? Эдичка молодец, он всегда хорошо слушает. Ничего не пишет, не читает, но слушает прекрасно. Вот, ребята, видите, это субарктический климатический пояс, у него цвет моих любимых аметистов. Дети! Можно, конечно, открыть учебник и все списать оттуда, но мы будем работать по карте. Карта — это наша энциклопедия. Арктическая пустыня и тундра? Чем мы с вами будем заниматься там, если туда поедем? Русланчик, опоздал? Проходи, садись. Карта есть? Нет? Я тебе дам. Индифферентного к географическим тонкостям Русланчика Клара Колпащикова усаживает за стол так, словно он клиент в дорогом ресторане, расстилает перед ним меню стран, городов и морей и продолжает проявлять чудеса терпения, жизнелюбия, готовности делиться знаниями — продолжает вести урок.
Наталья Голубкова

Ещё новости о событии:

Она как Алиса в Стране чудес — не перестает удивляться всему, что видит, даже если остальным это кажется обыденным.
17:00 01.12.2014 Sakhalin.Info - Южно-Сахалинск
Учитель Клара Колпащикова: это праздник, а не работа - Yuzhno.Sakh.Ru
Она как Алиса в Стране чудес — не перестает удивляться всему, что видит, даже если остальным это кажется обыденным.
13:24 01.12.2014 Yuzhno.Sakh.Ru - Южно-Сахалинск
 
По теме
На весенних каникулах в детской библиотеке в рамках Недели детской и юношеской книги прошли интересные мероприятия.
В рамках профилактического мероприятия «Внимание, каникулы!», сотрудники Госавтоинспекции посетили МБОУ ДО ДДТ г. Холмска детский клуб «Островок», где совместно с педагогом провели брейн-ринг по правилам дорожного движения,
Сту­дент­ка СахГУ Анге­ли­на Мар­чук пред­став­ля­ет Саха­лин­скую область на Все­рос­сий­ском вокаль­ном кон­кур­се «Звез­да».
27 марта для воспитанников детского сада «Березка» № 2 в отделе ЦБС – детской библиотеке «Библиорадуга» был проведен час познания «Театр в чемодане», посвящённый Международному дню кукольника.
Мероприятие провели специально для молодых специалистов. О возможностях профессионального роста выпускникам вузов и ссузов, а также специалистам в возрасте до 35 лет рассказали представители сразу 6 предприятий юга острова.
В рамках профилактического мероприятия «Внимание, каникулы!» сотрудники Госавтоинспекции Южно-Сахалинска провели профилактическое мероприятие «Знай, умей и соблюдай!» для ребят пришкольного лагеря СОШ № 14.
Начал­ся при­ем заявок на внут­ри­ву­зов­ский этап фести­ва­ля ВСФК «ГТО» сре­ди обу­ча­ю­щих­ся обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций выс­ше­го обра­зо­ва­ния.
Поронайские автоинспекторы провели профилактическое мероприятие «Внимание, пешеход!» - Поронайский городской округ В рамках профилактического мероприятия «Внимание, каникулы!» и в целях повышения безопасности движения пешеходов сотрудники Госавтоинспекции провели профилактический рейд на оживленной улице в центре города.
Поронайский городской округ
Тематическое фото Антон Балашов, ИА PrimaMedia - SakhalinMedia.Ru Активному участнику назначено наказание в виде 2 лет и 6 месяцев лишения свободы Тематическое фото Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia Двое иностранцев осуждены за создание в Южно-Сахалинске экстремистской организации.
SakhalinMedia.Ru
Акция «Безопасная любовь» - Кожно-венерологический диспансер 28 марта 2024 года для пациентов ГБУЗ «Сахалинский областной кожно-венерологический диспансер» сотрудники кабинета медицинской профилактики я Борисов О.А и заведующая венерологического отделения Юферева Т.В.
Кожно-венерологический диспансер
Библиотеки Сахалина объединит единый читательский билет - РИА Сахалин-Курилы О запуске проекта «Единый читательский билет» было объявлено на семинаре-совещании руководителей областных и муниципальных библиотек Сахалинской области, прошедшем 27 марта в Сахалинской областной универсальной научной библиотеке.
РИА Сахалин-Курилы
День научных открытий и путешествий - Охинская ЦБС   В рамках Недели детской книги, которая проходит в дни весенних каникул, в детской библиотеке г. Охи организованы мероприятия во второй тематический день «День научных открытий и путешествий».
Охинская ЦБС