Сахалинские поисковики открыли сезон, отправившись в Макаров. Все выходные дни они провели в «полях».
В конце 2016 года, благодаря жителям Макаровского района было обследовано место гибели бомбардировщика Ту-2, в районе урочища Марково. Тогда были обнаружены штурвал, храповик от двигателя АШ-82фн, парашютные пряжки. По найденным фрагментам самолета было установлено, что это фронтовой бомбардировщик Ту-2, и что как минимум один член экипажа погиб. Работы продолжились в 2017 году, тогда были обнаружены вытяжное кольцо парашюта и штурманские часы, но номер самолета и номера двигателей найдены не были, только различные мелкие фрагменты боевой машины, разбросанные на большой площади, что не давало возможности сделать запрос в архив.
– В начале 2018 года на администрацию города Макарова вышел Лев Васильевич Клавдорский с просьбой отыскать захоронение брата, летчика, погибшего в районе поселка О-Утори. Администрация района обратилась к историку-краеведу Николаю Вишневскому, а он в свою очередь связался с нами. Таким образом, удалось установить данные командира самолета Ту-2, им оказался Клавдорский Георгий Васильевич. По словам брата, судя по присланной им копии извещения о смерти, а также справке из ЦАМО РФ (Центрального архива министерства обороны) погибший экипаж похоронили севернее японского поселка О-Утори, – сообщил руководитель регионального отделения «Поисковое движение России» Артем Бандура.
Благодаря коллегам-поисковикам из Вологодской области, работавшим в марте в ЦАМО РФ, удалось установить данные всего экипажа. Выяснилось, что экипаж самолета 3 АЭ 132 ДБАП погиб при выполнении служебных обязанностей 4 июня 1946 года. Командиром корабля был старший лейтенант Клавдорский Георгий Васильевич, 1923 года рождения. Штурман – лейтенант Усольцев Алексей Борисович, 1922 года рождения. Стрелок-радист – младший сержант Харлаенко Федор Зотович, 1923 года рождения. Воздушный стрелок – младший сержант Кукурцев Лев Александрович, 1925 года рождения.
В первый выезд, после длинного межсезонья для участия в поисковых работах отправился и Николай Вишневский. На месте катастрофы снова были обнаружены парашютные пряжки, а также элементы бронирования самолета, разорванные гильзы пушки ШВАК и рукоятка от ракетницы ОСШ-42. Ранее были найдены только гильзы к авиационному пулемету УБ, калибра 12,7 мм, в этот раз еще и пушечные боеприпасы.
– Исследование предполагаемого места захоронения экипажа, а также опрос жителей Макарова и села Новое результатов не принесли. Многие помнят обелиск со звездой на крутом берегу, но сейчас береговую террасу сильно подмыло море. Рельеф местности за прошедшие годы значительно поменялся и установить точное место захоронения экипажа не представляется возможным, – с сожалением отметил активист «Поискового движения России» Алексей Охрименко.
Тем не менее после полного схода снега на месте гибели экипажа будет установлена памятная табличка.
Кстати, Георгий ВасильевичКлавдорский был представлен к награде Орден Красной Звезды, но из-за ошибки в наградном листе и приказе ее не получил. Тот, кто оформлял документы, указал другое имя и отчество – Василий Михайлович Клавдорский.
Одной работой по самолету Ту-2 поисковики не ограничились. Так как выходные выдались длинными, решено было найти место падения истребителя в районе села Новое.
Благодаря учителю школы села Новое Наталье Борисовне Лут, удалось пообщаться со старожилами, от которых узнали много полезной информации. Так, благодаря Николаю Ивановичу Ковалец, было с точностью до нескольких десятков метров установлено место падения самолета, который потерпел катастрофу в 50-х годах прошлого столетия. В результате недолгой разведки в еще заснеженном лесу были обнаружены фрагменты обшивки самолета, а затем и воронка в болотистом месте, рядом с которой лежали передняя стойка шасси и фрагмент консоли крыла самолета МиГ-15. В самой воронке еще был лед, поэтому исследовать ее не удалось.
С большой долей вероятности это место катастрофы истребителя МиГ-15бис лейтенанта Кашина Ильи Леонтьевича, 1933 года рождения, который погиб 9 октября 1956 года в 22 км южнее аэродрома Гастелло при отработке техники пилотирования на малой высоте. По сведениям очевидцев, его самолет с большим углом пикирования ударился о землю с высоты 500-600 метров и взорвался. Кашина похоронили в Гастелло.
Когда окончательно растает снег, поисковики намерены вернуться на это место для поиска номера самолета, чтобы сопоставить имеющиеся данные и впоследствии установить памятную табличку.
Часть находок, обнаруженных в этот полевой выезд была передана в краеведческий музей Макарова, поисковики намерены открыть там экспозицию, посвященную военным летчикам, погибшим на территории района.
Работы по увековечению памяти погибших военных летчиков проводятся в рамках проекта «Вечный полет» на средства гранта Правительства Сахалинской области.