"Край света": на съемках "Сна обезьяны" не пострадало ни одно животное

Фильмы могут быть разными, но неизменным рефреном каждого конкурсного показа стали фестивальная песенка про "алые софиты рассветов" и напоминание, от греха подальше, о возрастном цензе предстоящего фильма. Относительно последнего то была излишняя предосторожность — дебютный фильм молодого таджикского режиссера Руми Шаозимова "Сон обезьяны" по рассказу английского автора Уильяма Джейкобса не содержал явных пощечин общественному вкусу. Невзирая на распитие водки, ходячего мертвеца и попытку придушить маму на кладбище, чем автор, по собственной оценке, достиг потолка дозволяемого в Таджикистане, цитадели все еще относительно патриархальных нравов. "Кажется, сегодня нам повезло", — сказала зрительница подруге по завершении фильма.

Вместе со зрителями 24-летний выпускник ВГИКа Руми Шаозимов впервые посмотрел на большом экране свое детище, куда пригласил прекрасных таджикских актеров на главные роли и предложил подумать о судьбе. Не сбылись ожидания этноэкзотики, какую глаз привычно находит в азиатских фильмах, заменяя для зрителей и путешествие в дальнюю страну, потому как молодой режиссер снял первый "полный метр" в жанре мистической притчи на стыке кино и театра, этакий парафраз в духе "Тысячи и одной ночи". Герои лишены имен, а в фильме нет намеков на цветистые восточные базары и иные приметы быта, хотя съемки шли в Душанбе.

И начинается фильм почти идиллически — как вполне бытовая драма неплохой семьи в хорошем доме с камином на берегу бегущей вечно реки. Папа с благородным лицом замечательного актера Душанбинского Русского драматического театра имени Маяковского Баходура Миралибекова, свекровь — любящая мама и мегера своей невестки, которую она грызет за бездетность, сын — красавец и умница. Хорошо, тепло, скучно. И тут вмешивается змей-искуситель в лице бомжа, подбрасывая волшебную обезьянью лапку, которая исполнит — мамой клянусь! — любые три желания. Тут бы мирному человеку вспомнить, что халявные миллионы, выигранные в спортлото, мало кому в жизни пошли на пользу, а без кровавых последствий мечты сбываются только у "Газпрома" и Емели-дурачка. Но папе, вполне дружному со здравым смыслом, вдруг захотелось испытать "как это работает" и получить для полного счастья 50 тысяч денег, таких же, что выиграл в лотерею сосед. И он их получил — в качестве компенсации за смерть любимого сына… Обезьянья лапка вызывает несчастливый "эффект домино": мать едва не сходит с ума, требуя вернуть умершего сына, невестка собирается уйти из семьи, а в самом обладателе денег запускается механизм зла и мести.

К концу напряжение достигает такой силы, что от стука в дверь подпрыгивают не только персонажи, но и, повизгивая про себя, некоторые зрители. В общем, "Кошмар на улице Вязов"" и восточная вязь арабской сказки для взрослых в одном стакане, при желании можно найти также цитаты из "Кавказской пленницы" Гайдая (при виде замотанной в хламиду фигуры умершего сына) и одновременно "Покаяния" Абуладзе. Дебютант-режиссер, похожий на обаятельного подростка, не то чтобы озорничал, подыскивая адекватную форму замыслу, но втиснул в фильм свой восторг всем накопленным до него киноопытом человечества. Но, что отрадно, выказал себя явным гуманистом, объяснив финал просто: "Я же молодой человек. Хочется жить дальше". Там, где европейский режиссер, может быть, навалял гору трупов и море крови, чтобы зрителям захотелось тут же удавиться от правды жизни, Шаозимов оставил хэппи-энд — единственно нефальшивый: папа, мама и молодая женщина в ожидании малыша на берегу бегущей вечно реки. Проклятая лапка сгорела в костре. Морок наваждения прошел. Мозги встали на место. Жизнь продолжается.

Легко выдохнув от такой нечастой удачи, зрители повалили в шатер Q&A и были единодушны в комплиментах создателю.

— Может, кто-то хочет поругать режиссера? — с веселой надеждой пытался разбавить поток чистого меда модератор Илья Шамазов. Но желающих не нашлось.

При широте посыла фильм достаточно просто придуман и снят, местами звучит наивно и в лоб, библейские истины лежат на поверхности, как ложки на столе. И при этом чрезвычайно симпатичен — сильными работами актеров еще советской школы, в том числе выучеников Сергея Бондарчука, при восточной сдержанности рисунка эмоций, их прекрасными, значительными лицами, которыми вместе с режиссером можно любоваться без конца, и упорно выруливающей генеральной линией — стремлением разбудить в человеке добрые начала.

Наиболее глазастые зрители усмотрели в послании Руми Шаозимова "предтечу грядущего апокалипсиса, в котором все мы скоро будем жить".

— Или это плод моего больного воображения? — с пафосом вопрошал зритель.

— Это предостережение, — улыбнулся режиссер.

Зрителей ученик Владимира Меньшова, абсолютно современный, европейский человек, покорил не по годам мудрым взглядом на вещи. Он завернул в пестрый фантик драмы с элементами нуар мысли об ответственности человека за свою судьбу — как ты жизнь проживешь, зависит и от твоих поступков. В этом он наследник по прямой советского кино, которое никогда не душило зрителя бессмысленным трэшем ради трэша:

— Мне важно было показать, что мы сами делаем выбор. Я верю в Бога, но не суеверен. Поэтому в конце мать снимает амулет удачи и бросает в реку. У нас слишком много идолов.

Хотя, соглашается Шозимов, все уже снято до него, все "темы сочинений" разобраны вдоль и поперек, но это не освобождает кино от дальнейшего движения вперед. Он покорил нетипичным сегодня признанием в огромной любви к советское кино, на котором вырос. В эту любовь входит признание необходимости самоцензуры для творческого человека и наличия института худсоветов, потому что вагон сложностей, через которые режиссеры продирались к большому экрану, заставлял их искать наиболее оригинальные ходы и достигать вершин, уверен Руми Шаозимов.

Он снял нехарактерное для Таджикистана кино, тем не менее худсовет "Таджикфильма" его одобрил. "Сон обезьяны" — первая ласточка национальной студии после двадцати пяти лет молчания-незолота, где в свое время работали интересные режиссеры и артисты. Фильмом уже заинтересовались в Казахстане, где после "Края света" он примет участие в конкурсе на премию "Тулпар" — казахстанский аналог кинопремии "Оскар".

Особенно бальзамом на сердце пролились его слова о том, что фильмы следует снимать прежде всего для зрителей. Не так уж много режиссеров сегодня озвучивают эту мысль и еще менее, судя по фестивальному отбору, ею руководствуются в деятельности. А "Гринпис" может спать спокойно: в процессе съемки ни одна обезьяна не пострадала. "Кино не стоит жизни ни животных, ни людей", — сказал Руми Шаозимов. Запомним это имя, кажется, на приз зрительских симпатий "Края света" появился серьезный претендент. А все до единой бутафорские обезьяньи лапки, видимо, памятуя опыт кинообщения с романом Булгакова, после съемок нашли и сожгли дотла. Мало ли чего…

ИА Sakh.com

Ещё новости о событии:

Сахалинский кинозритель высоко оценил конкурсный фильм таджикского молодого режиссёра Руми Шоазимова «Сон обезьяны».
12:10 15.09.2016 РИА Сахалин-Курилы - Южно-Сахалинск
"Край света": на съемках "Сна обезьяны" не пострадало ни одно животное - Sakhalin.Info
Фильмы могут быть разными, но неизменным рефреном каждого конкурсного показа стали фестивальная песенка про "алые софиты рассветов" и напоминание, от греха подальше, о возрастном цензе предстоящего фильма.
10:02 15.09.2016 Sakhalin.Info - Южно-Сахалинск
Фильмы могут быть разными, но неизменным рефреном каждого конкурсного показа стали фестивальная песенка про "алые софиты рассветов" и напоминание, от греха подальше, о возрастном цензе предстоящего фильма.
09:33 15.09.2016 Yuzhno.Sakh.Ru - Южно-Сахалинск
 
По теме
В МБОУ СОШ № 2 имени героя Советского Союза Леонида Смирных сотрудники Госавтоинспекции ОМВД России по ГО «Александровск-Сахалинский район» приняли участие в качестве жюри в муниципальном этапе регионального военно-патри
С 15 апреля Историко-культурный центр приглашает на лекцию-презентацию "20 барак", посвящённую Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей.
о возможном возникновении ЧС на территории Сахалинской области Прогнозируемые гидрометеорологические явления: По информации ФГБУ «Сахалинское УГМС»:
Городской округ Долинский
Акция «Безопасная любовь» - Кожно-венерологический диспансер 28 марта 2024 года для пациентов ГБУЗ «Сахалинский областной кожно-венерологический диспансер» сотрудники кабинета медицинской профилактики я Борисов О.А и заведующая венерологического отделения Юферева Т.В.
Кожно-венерологический диспансер