«Разделиши ризы моя себе, и о одежде мое меташа жребий…»
Пророческие слова царя Давида о последних минутах земной жизни Христа подтверждаются евангелистом Иоанном. Он подробно описывает это событие:
«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19, 23–24; Пс. 21, 19).
Ризы разделены на четыре части, а цельносотканный хитон Господень, по Преданию Грузинской православной Церкви, с давних времен и по сей день хранится под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели. Между прочим, согласно Преданию, этот хитон соткала сама Пресвятая Богородица, будучи с детства обученной рукоделию.
Что касается хранение риз Спасителя, части её находятся в Западной Европе – в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция.
Но одна из частей облачений Христа, а точнее – срачи́ца (так раньше называли сорочку – нижнюю одежду,) удивительным образом попала в столицу нашего Отечества. Произошло это событие в 1625 году.
Но изначально, она, как и хитон, хранилась в Грузии. Однако сокровищницу собора Светицховели в ХVII веке вывез персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619–1633) и царю Михаилу. Так святыня оказалась у нас. Причем принадлежность этого облачения к Спасителю подтверждалась многочисленными чудесами и исцелениями.
Вскоре после этого для хранения Ризы царем Михаилом Феодоровичем и патриархом Филаретом был устроен медный шатер, который поставили в юго-западном углу Успенского собора, в приделе святых апостолов Петра и Павла.
Еще две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе.
Но… наступил 1917 год. Атеистическое лихолетье явилось хорошей проверкой на стойкость и твердость в вере, преданность самому Творцу, попустившему этот злостный разгул. Богоборцы не жалели святынь.
След питерской части Ризы Господней обрывается, о московской подробно сообщает исследовательница Энеева: «По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 году, хранившиеся в алтаре Успенского собора Святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалеку, в начале Воздвиженской улицы.
Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне».
И пусть пока в неподобающем для святыне месте находится Риза, но все же в сохранности. Господь не допустил её исчезновения, оставив в России. Кроме того, еще одна частица ризы Господней находится ныне в московском храме Ризоположения на Донской улице. Она была передана сюда Святейшим Патриархом Алексием I в 1951 году в связи с 250-летием со времени основания этой церкви. А патриарх Алексий I, в свою очередь, ранее получил эту святыню в подарок от патриарха Александрийского.
И именно сегодня вспоминается тот чудесный день далекого XIV века, ставшего подарком для России. Событие дня четырехвековой давности и по сей день звучит в календаре не иначе, как - положение Положение честно́й ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве.
Торжественное богослужение сегодня в главном соборе островного региона Рождества Христова возглавил архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон, отмечая в архипастырском слове следующие значение для нас святынь: «Что стоит за приездом различных святынь, мощей, икон? У нас нет измерителя Божественной благодати, которую получаем от даров. Но есть то, что мы чувствуем в ответ. Часто бывает, в семье и в коллективах мы не можем удержать мир, ссоримся, нет в нас некоего Божественного заступничества, нет защиты от наших же страстей. Когда начинаем молиться, просить Господа через Его святых Угодников, через явленные святыни, смотришь, а страсти потихонечку умиряются. А потому давайте почаще обращаться к молитвам, выправляя мирное отношение вокруг нас самих».