Про собак и людей. Театральная премьера

Сцена из спектакля "Собачье сердце".
Фото: sovsakh.ru

Сцена из спектакля “Собачье сердце”.

В репертуар Чехов-центра вошел спектакль «Собачье сердце». Постановку осуществил режиссер из Санкт-Петербурга Олег Еремин, который ранее принес на сахалинскую сцену модернистское прочтение «Скупого» Мольера.

Как не раз бывало, неканонические опыты театра провоцируют взрыв разноречивых зрительских эмоций – от растерянного «кто бы мне объяснил, что это было?» до раздраженного «что позволяют себе эти клоуны за деньги налогоплательщиков?». Как видно, обращение с классикой в общественном сознании по-прежнему прочно обнесено сакральным куполом, трогать который не моги, и поиск нового театрального языка, на котором можно говорить в ХХI веке со зрителем, приравнивается к осквернению святынь. А все потому, что многим зрителям, кажется, хочется увидеть на сцене точную копию культового фильма Владимира Бортко, набор иллюстраций к повести Михаила Булгакова. Хотя в таком случае честнее лежать на диване и перечитывать любимую книгу.

«Собачье сердце» выросло из недр режиссерской лаборатории «PostЧехов» осенью 2015 года в рамках Дальневосточного театрального форума. На стадии коротенького эскиза ереминский Булгаков был обманчив и радовал глаз приметами русского психологического театра. Там было очень уютно за столом с белой скатертью в профессорской квартире, прилично одетые джентльмены, длинные монологи, и собственно вилка обозначала вилку, галстук – галстук, и никаких подтекстов. Но за пределами стола пространство обнимала тьма, и уже были вкраплены в полотно спектакля отдельные намеки, что кое-что все же изменилось и отсидеться в привычной домашней скорлупке в вихре революции не удастся, но Преображенский (Андрей Кузин) и Борменталь (Сергей Авдиенко) как-то умудрялись их не замечать. Хотя и головы отрубленные путаются под ногами в уютных коврах и шкурах, и Зиночка (Татьяна Никонова) потихоньку собирает манатки на случай бегства, и сверху бьет по ушам хоровое пение, однако разговоры о науке и хороших манерах вперемешку с желчью в адрес новых хозяев еще безмятежны.

Но через призму научного эксперимента вдохновенного гения профессора Преображенского Олег Еремин предлагает взять более широкий угол зрения. Вглядеться в социальную ситуацию в новой России, в условия, в которых Булгаков писал футурологическую повесть (1925 год), и оценить ее последствия, которые спустя сто лет только нарастили свою разрушительную силу. Как мне кажется, режиссер поставил спектакль не об этических нормах в науке, не о том даже, как профессор Преображенский сам себя высек и проиграл Шарикову, а представил внятный и убедительный образ агрессивной среды, рвущейся к повсеместному триумфу.

Символом ее стало клонирование Шарикова (Владимир Байдалов). Один из самых харизматичных актеров Чехов-центра, ко второму действию он теряет собачий хвост и вместе с тем лицо. Потому что был придуман следующий ход: отображая множественность шариковщины как явления вседозволенности, режиссер вывел на сцену двойников человека-собаки. Заполонившая сцену массовка являет собой собирательный образ диктатуры толпы, настойчиво завоевывающей место под солнцем. Многократно обкатывая во рту фразу «Я – дикарь?», Шариков от вопросительной интонации восходит к победительно-утвердительной. И раз за разом верный Борменталь будет душить Шарикова-1, 2, 3, а они никак не заканчиваются…

Будучи доведена до полноценного спектакля в двух действиях, постановка соединила академическую традицию с ее противоположностью. Как и в «Скупом», где в сценографии отыгрывались намеки на ветхозаветный мольеровский театр, в котором зрители сразу выражали оценку помидорами и яйцами, так и в «Собачьем сердце» режиссер напоминает о постреволюционных экспериментах в искусстве, когда театральным деятелям тоже хотелось разрушить все до основанья. Где было намешано всякого: перфомансы, хэппенинги, гипернатурализм, конструктивизм. О том, каким другим был новый театр и в целом жизнь, он напомнил нам во втором отделении. Отсюда вызывающие тахикардию безумные костюмы коллективного Шарикова, странные изломанные движения, как в замедленной киносъемке. И отрубленная голова в руках у дамы должна отсылать к мифу об Агаве из «Вакханок» Еврипида, убившей собственного сына. Так что в принципе, чтобы расшифровать режиссерские коды, уже недостаточно простого чтения.

По мнению санкт-петербургского театрального критика Юлии Клейман, Олег Еремин нашел очень точный жанр для спектакля – фантасмагория:

– У театра свои средства, он апеллирует к другому уровню, не всегда сознательному – нам страшно, странно, нам кажется, что все это снится. Не нужно думать, что следование автору означает следование заветам классики. Вспомним Достоевского. Когда его просили разрешить инсценировку его прозы, он не возражал, но с условием – «только все переделать». Мне кажется, это завет для всех. Иначе проза классика не зазвучит.

Повесть Михаила Булгакова для режиссера явилась поводом к высказыванию мыслей о мощи грандиозного социального эксперимента под названием «революция». Между прочим, Еремин идет строго по тексту, но на выходе получился спектакль о нашем времени (где Шариков, усугубленный Швондером, чувствует себя превосходно) и о театре, который стремится к честности. А Чехов-центр аккуратно блюдет интересы всех зрителей, дозированно выдавая классику в очередь с авангардом.

И. Сидорова.

Фото С. КРАСНОУХОВА.

  1. P.S.

До конца сезона в Чехов-центре ожидается премьера «Выстрела» («Повести Белкина») в постановке главного режиссера Александра Агеева.

 

 

 

 
По теме
Сахалинские актеры и зрители рассказали о любимых спектаклях и ролях Мир недавно отметил Международный день театра.
Смысловые ловушки, декорации и костюмы, холодящие кровь. В Чехов-Центре состоялась премьера спектакля «Собачье сердце».
В 2015 году в Чехов-центре проходила режиссерская лаборатория. На нем в условном конкурсе зрительских симпатий победил эскиз санкт-петербургского режиссера Олега Еремина по повести Булгакова, легко обошедший Горького и Гаршина.
Тематическое фото Антон Балашов, ИА PrimaMedia - SakhalinMedia.Ru Активному участнику назначено наказание в виде 2 лет и 6 месяцев лишения свободы Тематическое фото Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia Двое иностранцев осуждены за создание в Южно-Сахалинске экстремистской организации.
SakhalinMedia.Ru
Акция «Безопасная любовь» - Кожно-венерологический диспансер 28 марта 2024 года для пациентов ГБУЗ «Сахалинский областной кожно-венерологический диспансер» сотрудники кабинета медицинской профилактики я Борисов О.А и заведующая венерологического отделения Юферева Т.В.
Кожно-венерологический диспансер
Библиотеки Сахалина объединит единый читательский билет - РИА Сахалин-Курилы О запуске проекта «Единый читательский билет» было объявлено на семинаре-совещании руководителей областных и муниципальных библиотек Сахалинской области, прошедшем 27 марта в Сахалинской областной универсальной научной библиотеке.
РИА Сахалин-Курилы
День научных открытий и путешествий - Охинская ЦБС   В рамках Недели детской книги, которая проходит в дни весенних каникул, в детской библиотеке г. Охи организованы мероприятия во второй тематический день «День научных открытий и путешествий».
Охинская ЦБС