На сегодняшний день ликвидация второй смены в школах Южно-Сахалинска остается для родителей одним из главных вопросов, требующих ответа. И если реакция родителей, в большинстве своем, основана на субьективных ощущениях, то на уровне государства эта проблема имеет вполне объективные характеристики.
Скучные факты без которых не обойтись:
В соответствии перечнем поручений Владимира Путина по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 5 декабря 2014 года и перечнем поручений Правительства РФ от 8 декабря 2014 года, Минобрнауки совместно с органами государственной власти субъектов России разработан проект Программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2015−2025 годы".
Её целью является создание в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях, в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения, обеспечивающих односменный режим обучения в 1−11 (12) классах.
Вот что говорит заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова :
Переход на обучение в первую смену без каких-либо иных изменений уже повышает успеваемость на 15−20%.»
Премьер-министр: «Денег нет, но вы держитесь»
Однако в 2017 году, Дмитрий Медведев уже допустил наличие в школах второй смены, несмотря на мнение специалистов. И эта позиция главы кабинета министров похоже идет вразрез с требованием Программы, о которой мы упомянули в «скучной» части нашей публикации.
В Южно-Сахалинске:
На начало 2017 года в Южно-Сахалинске насчитывается более 23 тысяч учеников. Это достаточно существенная часть (более 40%) от общего количества школьников в регионе. Из них 6 661 учится во вторую смену . Практически, речи о строительстве школ, в которых могли бы разместиться все эти учащиеся, не идёт вообще.
Проект плавно сократился до школы, рассчитанной уже на 1 600 мест, однако и его уже нет в планах правительства. Вот что рассказал Олег Кожемяко в рамках проведения слушаний «Открытого бюджета» 7 ноября 2017 года:
Похоже, в ближайшие годы проблема ликвидации второй смены в Южно-Сахалинске решена не будет. Примером тому является строительство 300-квартирного ипотечного дома на пересечении улиц Железнодорожной и Пограничной, которое осуществляется благодаря мощной поддержке первого вице-мэра областного центра Натальи Куприной . В какую школу пойдут учиться дети счастливых обладателей этих квартир? В ближайшую школу № 14, уже получившей в нагрузку детей, проживающих на территории 25-го микрорайона?
Программа развития регионального образования с изменениями на 2017 год :
Первое, на что мы обратили внимание в этом документе: правительство признает и прогнозирует дальнейший отток населения, который будет компенсироваться притоком неких трудовых мигрантов. Экономические причины этих процессов не рассматриваются вообще , упоминаются лишь удаленность от Москвы и опасные природные явления. Как раз то, что выпадает из сферы ответственности региональных чиновников. Удобно? Конечно.
А качество образования, по мнению авторов Программы, определяется факторами, среди которых отсутствует вторая смена в школах.
Помните?
«Переход на обучение в первую смену без каких-либо иных изменений уже повышает успеваемость на 15−20%.» Знает ли об этой позиции зампреда комитета Госдумы региональный министр образования? В целевых показателях программы мы так и не нашли прямое упоминание о ликвидации второй смены на территории области. Есть абстрактный индикатор — «повышение качества образования». А что с имеющимися школами? К своему удивлению, мы обнаружили — ветхие учреждения будут ремонтироваться.
Мы не станем говорить здесь о высоких материях. Говорить о том, что качество полученного образования является залогом наращивания кадрового потенциала региона и развития его экономики в целом. Не станем говорить о том, что это наше с вами будущее. К чему эти сложные термины и высокопарные фразы?
Кем будет развиваться Сахалинская область дальше и будет ли развиваться вообще? По мнению экономистов, мы и без того «застряли» в четвертом технологическом укладе конца прошлого века.
P.S
Из беседы с родителями:
«Учимся в Южно-Сахалинске. Мой сын обучается в 7 классе, во вторую смену. Занятия заканчиваются уже затемно, в семь часов вечера. Мы всячески пытаемся дать ему возможность заниматься в кружке, и это удается с большим трудом. Расписание этих занятий вечернее, парень приходит домой уже совсем поздно. На утро остаются домашние задания, которые выполнить не всегда возможно. У нас в школе шестидневка и занятия в субботу проходят уже в первую смену. Всю неделю во вторую, а в субботу в первую. Это издевательство. Даже если убрать кружок, надо прийти домой в восьмом часу, умыться, поесть и к 9 часам вечера сесть за уроки? Наши дети железные?».