Школа – родной дом. Педагогическая поэма

Ольга Яковлевна Мысюк и Ольга Алексеевна  Шинкарева.
Фото: sovsakh.ru

 

Ольга Яковлевна Мысюк и Ольга Алексеевна Шинкарева.

Южносахалинке Ольге Шинкаревой на роду было написано стать учителем. Ее профессиональный выбор во многом предопределили мама, отец и дедушка – педагоги по призванию. Ольга продолжила династию и вот уже десять лет преподает историю и обществознание в гимназии № 1 им. А. Пушкина. Профессионально-родственную связь она ощущает каждый день, ведь здесь же дает уроки русского языка и литературы ее мама – Ольга Яковлевна, дочь учителя физики.

Откровение первое

Из рассказа Ольги Яковлевны Мысюк, учителя высшей категории, отличника народного просвещения России, заслуженного учителя Сахалинской области:

– Мои родители приехали на остров в 1947-м. Мама, выпускница Саратовского университета, получила направление в Березняки, где в 23 года (что по нынешним временам просто нереально!) стала директором рыбоводного завода. А папу, фронтовика с тяжелым ранением правой руки (он писал левой), назначили директором восьмилетней школы этого села.

Помню, зимой впервые пришла к отцу на работу. Он привел меня в первый класс, посадил за парту, и я в свои шесть лет вообразила, что теперь буду учиться. Мама, можно сказать, пошла у меня на поводу – купила форму, портфель… Я рано вставала, каждый день приходила на уроки. Читать в отличие от учеников не умела, просто сидела. И так, наверное, с месяц, пока не надоело. Зато на следующий год настоящей ученицей разрезала красную ленточку у дверей новой школы, а дети запустили в небо голубей.

Прежнее здание школы было с печным отоплением, очень старым. И отец на зимних каникулах без ведома начальства снес его, за что получил выговор по партийной линии. Дети учились кто в клубе, кто еще где-то… Зато 1 сентября 1969 года всех нас приняла необыкновенная школа, какой ее задумал отец. Исчезли черные парты, их выкрасили в белый цвет. Узкий длинный коридор превратился в малую Третьяковку – галерею из репродукций картин известных живописцев. На переменах мы рассматривали эти шедевры, запоминали их названия, имена художников, сюжеты…

Папа с головой ушел в работу, у мамы было полно забот на рыбоводном заводе, да еще кроме меня в семье подрастали трое сыновей. Часто я была предоставлена сама себе. В Березняках красивая природа, любоваться ею я убегала в сопки. До сих пор удивляюсь, как находила обратную дорогу?

Природа свое дело сделала – в душе поселился восторг. Когда начала читать литературу, от сильных впечатлений часто не могла сдержать слез. Обожала классику, возможно, в большей степени именно за свои ощущения и переживания. Десятилетку окончила в Новоалександровске. По натуре робкая и не очень самостоятельная, не представляла, как это из семьи далеко уехать на учебу? Поступила на филфак пединститута.

Папа умер, когда я училась на втором курсе. Мы тяжело пережили эту потерю. Вскоре я вышла замуж за студента физмата Алексея Мысюка. Он учился с моим братом и приехал к нему на свадьбу. Мы обратили внимание друг на друга, завязались отношения. На третьем курсе у нас родилась дочка Лена. Жили скромно, но легко и радостно. По окончании вуза так же радостно поехали работать в школу села Поречье Макаровского района. Наша квартира с «удобствами на улице» находилась в двухэтажном деревянном доме. Приходилось носить воду, топить печь, выносить золу… Нас это не пугало.

Первое время я давала уроки, даже не подозревая, что делаю это неумело. Очень любила художественные тексты, выразительное чтение. То, что у литературы есть и теория, и глубокая связь с жизнью и историей, я тогда не ощущала. Однажды муж как директор школы, в обязанности которого входило посещение уроков, пришел в мой класс, увидел мои пробелы и сказал: «Я, наверное, покажу тебе, как нужно».

Следующий урок был посвящен древнерусскому литературному памятнику – «Слову о полку Игореве», и я была потрясена, как Алексей Алексеевич преподнес его детям. Он глубоко осмыслил произведение, показал его живую связь с историей. А как он понял и почувствовал личность неизвестного автора, о котором ему так много рассказали былинные строки текста!

Слушала и удивлялась: откуда это в Алексее Алексеевиче, выросшем в глухой украинской деревне? Оказалось, кроме физики его увлекала история, а еще душа была открыта  литературе. Он хорошо знал украинскую и русскую поэзию, много читал наизусть. Стала делиться с ним понравившимися стихами. Знала, поймет, а какие-то строчки и заучит.

Алексей Алексеевич был творческой личностью, талантливым человеком. Так оснастил лабораторию и кабинет по физике, что к нему на экскурсии стали приезжать коллеги из районов. Создал пришкольный участок со стадионом, завел кроликов. На Новый год мастерил разноцветные гирлянды и превращал в сказку спортзал с нарядной елкой. Всем в школе нравились эти предпраздничные хлопоты. Детвора рисовала красочные плакаты со сказочными зверями. Учителя получали роли в спектакле собственного сочинения про Бабу Ягу.

Директора школы в Поречье уважали. К людям он относился по-человечески, старался помочь, от просьб и проблем не отмахивался. Мне это тоже передалось. С детства я в какой-то степени была зазнайкой. Но однажды в деликатной форме муж дал понять: нечего задирать нос. Я усвоила смысл его фразы: «Никто не ниже меня, никто не выше меня» и при случае стала приводить ее детям.

Если свое восхождение в педагогике я начала с любви к литературе как предмету, затем к русскому языку как научной дисциплине и, наконец, доросла до любви к детям, то Алексей Алексеевич Мысюк сразу взял эту высоту. Он потрясающим образом притягивал к себе детей. Даже когда много лет спустя работал в облоно, департаменте и министерстве образования, детвора со всей округи собиралась возле нашего подъезда. Что-то ему рассказывала, делилась своими историями, часто приходили мальчишки из профтеха. Он всегда старался им помочь.

В Поречье, где мы проработали пять лет, было много неблагополучных семей. Алексей Алексеевич стал для их детей вторым отцом. Помню, как-то сказала ему:

– Леша, хочу второго малыша.

Он рассмеялся:

– Посмотри, сколько у нас детей! Тебе что, мало?

Действительно, их было много, они ходили к нам в гости. Не забывали, даже когда мы переехали в Южный. Повзрослевшие ученики в трудные 1990-е трогательно заботились о нас, приезжали с гостинцами, дарили ощущение счастья.

Вторая дочь родилась в 1977-м. Муж назвал ее в честь меня: к Оле-большой прибавилась Оля-маленькая. У нас и бабушка Ольга. Моей маме сейчас 92 года, и она в добром здравии.

Старшая дочь Елена с серебряной медалью окончила школу, получила профессию информатика-математика. Какое-то время работала на восточном факультете СахГУ, потом с мужем математиком-информатиком – в компании «Сахалин Энерджи». Сейчас семья с двумя детьми живет в Австралии.

Мы с Ольгой свою профессию любим, работать с детьми нам интересно, хотя в отношениях с ними и родителями, как и у всех, бывают сложности. Не стесняюсь, если чего-то не знаю, просить у ребят помощи. В компьютерных технологиях они разбираются лучше, и мне радостно получить урок от ученика. Школа для меня – это все. Четыре года назад, когда не стало Алексея Алексеевича, она спасла меня от депрессии. Спасибо ей и за это.

Откровение второе

Из рассказа Ольги Алексеевны Шинкаревой, завуча по инновационной деятельности, науке, интеллектуальному развитию детей, абсолютного победителя конкурса «Учитель года Сахалинской области-2012»:

– Поскольку я росла в семье педагогов, на мне репетировали проведение уроков, процесс написания планов. Мне это нравилось. Хотела стать учителем литературы, но мечта изменилась, когда в старших классах очень интересно стала преподавать историю Надежда Баяновна Бурыкина. К тому же в пединституте в тот год появился факультет истории и социологии. Конкурс был пять человек на место, я поступила. У отца, которого хорошо знал ректорат вуза, даже мысли не возникло хлопотать за меня. Он с детства учил нас с сестрой всего добиваться своим трудом, рассчитывать на свои силы.

Училась я в студенчестве с большим интересом. На третьем курсе вышла замуж, через год родился ребенок. Пришлось задуматься о зарплате. На пятом курсе уже работала в школе, потом в институте усовершенствования учителей и администрации города. Когда уходила во второй декретный отпуск, знала точно: подрастет ребенок – вернусь в школу. Только там смогу реализовать себя в профессии.

После шестилетнего перерыва втянулась в работу, увлеклась, победила на конкурсе «Учитель года Сахалинской области-2012». На церемонии награждения присутствовал отец, радовался успеху. Вырезал из газеты мой портрет, вставил в рамочку.

В Москве на финале «Учителя года России» я ощутила, какая удача мне выпала! В конкурсных испытаниях лучше узнала свой потенциал, поняла, насколько творческая у меня профессия, оценила мастерство коллег. Оказалось, что и я могу быстро мобилизоваться, выдать экспромт, сориентироваться в трудной ситуации даже перед телекамерами. Многое поняла про уроки. Хотя это вечная тайна, как их выстроить, как найти гармонию, чтобы получился хороший результат.

В гимназии я веду курс истории с 5-го по 11-й классы. Порой кажется, что владею машиной времени! Каждые 45 минут оказываюсь в разных эпохах. Когда начала работать, удивлялась: как это на одном уроке я должна рассказать про варваров, разрушивших Рим, а после десятиминутной перемены окунуться в революционные события XX века или вести речь о государстве и политике по обществознанию. Потом научилась быстро перестраиваться.

В 2014-м победила в номинации «Лучшая инновационная разработка» на всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Оттолкнувшись от работ французских историков, считающих, что изучение истории Средневековья должно в первую очередь строиться на изучении ментальности, создала рабочую тетрадь с теоретической частью и заданиями. Они задуманы так, чтобы на примерах из литературы ученикам стало многое понятно. Время и общество меняются, а природа человека едина. Люди мечтают об одном и том же, страдают от одного и того же, и пороки у них на все времена.

У представителей разных эпох много общего в системе нравственных ценностей и установках. Они задавались вопросами: что есть истина и справедливость, добро и зло, правда и ложь… Труды историков, поэтов, художников сплетаются в картину мира. По сути, она единая, просто взгляд на нее в разные времена меняется, как и отношение к общечеловеческим ценностям.

Люблю, когда ребята с интересом погружаются в историю. Интерактивные доски помогают нам закрепить материал, соотнести даты и события. Компьютерные технологии, интернет дают мощную информационную базу, простор для творчества. Недавно мы говорили о падении Римской империи и знаменитом предводителе гуннов Аттиле, жившем в 5 веке нашей эры. На электронном экране показала детям, как эта личность воспевалась в балладах поэтами XVI – XVII веков. Школьники увидели репродукции картин XIX века кисти художника Делакруа, изобразившего Аттилу.

Для меня важно сформировать у ребят понимание картины мира, видение развития общества. Литература и история идут здесь рука об руку. Мы с мамой иногда проводим бинарные уроки. Нам нельзя останавливаться в постижении предмета, иначе самим станет скучно, неинтересно, возникнет чувство неудовлетворенности, а это самое страшное.

От автора

Гимназия им. А. Пушкина ориентируется на развивающее обучение. Мне было интересно узнать, что ученики Ольги Яковлевны Мысюк после изучения каждого произведения  пишут творческую работу в одной из вариаций: «Я – автор», «Я – публицист», «Я – теоретик». Они сочиняют фрагменты текста в заданной стилистике, рассуждают на какую-либо тему или анализируют художественные произведения. Так, в пушкинском стиле они написали свое продолжение произведения «Дубровский». Со своей точки зрения анализировали повесть Гоголя «Тарас Бульба». Изучив проникновенные строки о матушке у Льва Толстого, рассказали свои истории о том, как они скучали по маме и какие чувства ими владели. Прочитав «Детей подземелья» Короленко,   размышляли, почему между детьми и взрослыми иногда образуется пропасть?

Гимназистам нравятся творческие задания Ольги Яковлевны. Иногда она дает строчку: «А давно ли вы…», к примеру, смотрели на дождь, на звезды, видели круговую радугу, лунное затмение, наблюдали, как выпадает первый снег, встречали необычное в обычном? И ребята пишут оригинальные миниатюры, стихи и стихотворения в прозе, лирические зарисовки для литературного рукописного журнала класса. Откликаются и на разные сезонные события в природе. Вот, к примеру, какое стихотворение написал внук Ольги Яковлевны Павел, у которого до шестого класса вообще не лежала душа к сочинительству:

Сквозь желтую травку

пробился росток,

Зеленый, весенний,

смешной завиток.

И вот на полянке

одна за другой

Веснушки рассыпались

дружной гурьбой.

Потом распрямятся

струной завитки

И вспыхнут на солнышке

ярко цветки.

Чтение стало для школьников тяжким трудом, констатирует Ольга Яковлевна и старается с помощью небольших тестов проверять ребят на знание текстов. Иначе как выстраивать урок? Сейчас в школьной программе литературе уделяется больше внимания, появились зачетные сочинения. Детей это немного подстегивает. И сама она каждый раз перечитывает все произведения, которые задает ребятам. Говорит, «чтобы легко ощущать себя на уроке».

Первое, с чего О. Мысюк начинает опрос: как впечатления? Недавно 11-й класс знакомился с «Гранатовым браслетом» Куприна. Восторженного отклика произведение не вызвало. Стали коллективно анализировать содержание и вышли на жизненно важную проблему, поднятую автором: есть ли самоотверженная любовь, которая ничего не требует взамен? Стали размышлять. А поскольку текст произведения гармонично переплетается с музыкой, Ольга Яковлевна предложила прослушать романс «Гранатовый браслет». Урок обрел глубину и новые краски, одна эмоциональная девочка даже не сдержала слез…

На занятиях по литературе бывают и открытия. Как рассказала О. Мысюк, девятиклассникам понравился Маяковский, они охотно учили наизусть и декламировали его стихи. Что-то в них «зацепило» детей, быть может, необычный ритм, чем-то напоминающий рэп? В другом классе изучали лирику советского периода. Гимназист, которому вообще мало что нравится в школьной программе по литературе, неожиданно наизусть прочел большое стихотворение Бродского. На вопрос учителя, чем объясняется его выбор, юноша ответил: «Понравилось, и все тут». И это счастливые профессиональные моменты. И их немало, и у Ольги Алексеевны тоже.

Летом дружная семья Мысюк – Шинкаревых старается сменить обстановку, отдохнуть от житейской суеты, посмотреть мир. Взрослые с детьми и внуками выбираются на западное побережье острова дня на три-четыре. Живут в палатке, готовят на огне. Ничто не отвлекает их от созерцания моря, звезд, неповторимых рассветов и закатов. Природа восстанавливает эмоциональное здоровье, дарит счастливые мгновения. Ими можно будет поделиться с детьми и встретить искренний ответный отклик.

Л. Степанец.

Ещё новости о событии:

Южносахалинке Ольге Шинкаревой на роду было написано стать учителем. Ее профессиональный выбор во многом предопределили мама, отец и дедушка – педагоги по призванию.
14:41 19.09.2017 Министерство образования - Южно-Сахалинск
Ольга Яковлевна Мысюк и Ольга Алексеевна  Шинкарева. - Советский Сахалин
  Ольга Яковлевна Мысюк и Ольга Алексеевна Шинкарева. Южносахалинке Ольге Шинкаревой на роду было написано стать учителем.
18:15 18.09.2017 Советский Сахалин - Южно-Сахалинск
 
По теме
На весенних каникулах в детской библиотеке в рамках Недели детской и юношеской книги прошли интересные мероприятия.
В рамках профилактического мероприятия «Внимание, каникулы!», сотрудники Госавтоинспекции посетили МБОУ ДО ДДТ г. Холмска детский клуб «Островок», где совместно с педагогом провели брейн-ринг по правилам дорожного движения,
Сту­дент­ка СахГУ Анге­ли­на Мар­чук пред­став­ля­ет Саха­лин­скую область на Все­рос­сий­ском вокаль­ном кон­кур­се «Звез­да».
27 марта для воспитанников детского сада «Березка» № 2 в отделе ЦБС – детской библиотеке «Библиорадуга» был проведен час познания «Театр в чемодане», посвящённый Международному дню кукольника.
Мероприятие провели специально для молодых специалистов. О возможностях профессионального роста выпускникам вузов и ссузов, а также специалистам в возрасте до 35 лет рассказали представители сразу 6 предприятий юга острова.
Поронайские автоинспекторы провели профилактическое мероприятие «Внимание, пешеход!» - Поронайский городской округ В рамках профилактического мероприятия «Внимание, каникулы!» и в целях повышения безопасности движения пешеходов сотрудники Госавтоинспекции провели профилактический рейд на оживленной улице в центре города.
Поронайский городской округ
Тематическое фото Антон Балашов, ИА PrimaMedia - SakhalinMedia.Ru Активному участнику назначено наказание в виде 2 лет и 6 месяцев лишения свободы Тематическое фото Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia Двое иностранцев осуждены за создание в Южно-Сахалинске экстремистской организации.
SakhalinMedia.Ru
Акция «Безопасная любовь» - Кожно-венерологический диспансер 28 марта 2024 года для пациентов ГБУЗ «Сахалинский областной кожно-венерологический диспансер» сотрудники кабинета медицинской профилактики я Борисов О.А и заведующая венерологического отделения Юферева Т.В.
Кожно-венерологический диспансер
Библиотеки Сахалина объединит единый читательский билет - РИА Сахалин-Курилы О запуске проекта «Единый читательский билет» было объявлено на семинаре-совещании руководителей областных и муниципальных библиотек Сахалинской области, прошедшем 27 марта в Сахалинской областной универсальной научной библиотеке.
РИА Сахалин-Курилы
День научных открытий и путешествий - Охинская ЦБС   В рамках Недели детской книги, которая проходит в дни весенних каникул, в детской библиотеке г. Охи организованы мероприятия во второй тематический день «День научных открытий и путешествий».
Охинская ЦБС