Вечером 22 сентября 2017 года в г. Курильске Сахалинский колледж искусств большим концертом для населения завершил программу проекта «Экология культуры: дом, в котором мы живем», реализованного на средства Гранта Губернатора Сахалинской области в сфере культуры и искусства при поддержке администрации Курильского городского округа.
Руководителем проекта выступил Андрей Костин – директор Сахалинского колледжа искусств; куратором стала Ирина Ильина – руководитель Центра непрерывного образования Сахалинского колледжа искусств.
В 2016 году колледж, вдохновившись идеями объявленного Президентом России 2017 года Годом экологии (Годом особо охраняемых природных территорий), решил провести на одной из таких особенных природных территорий, на острове Итуруп, комплекс культурно‐образовательных мероприятий, содействующих сохранению и развитию местных культурных реалий.
Идейным стержнем проекта стали известные слова историка отечественной культуры, писателя Д.С. Лихачева: «Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности».
В соответствии с целями и задачами проекта, в период с 20 по 22 сентября в населенных пунктах острова Итуруп был проведен целый комплекс целевых культурно‐образовательных мероприятий: творческие встречи со всеми детьми (воспитанниками детских садов) и школьниками сел Горное, Горячие Ключи, Рейдово и г. Курильска, военнослужащими, «взрослым» населением округа, проведены курсы повышения квалификации для руководителей и специалистов муниципальных учреждений культуры и образования.
О необходимости сохранения культуры, человеческой души, дома, в котором мы живем, на языке искусства с жителями острова говорили: Лидия Кисенкова – член Сахалинского отделения союза писателей России; фольклорный ансамбль «Белые росы» под руководством Елены Алешко, заслуженного педагога Сахалинской области, заслуженного работника культуры Российской Федерации, при поддержке одного из лучших концертмейстеров региона Александра Падалка; вокальный дуэт молодых талантливых исполнителей в составе Дмитрия Русанова и Павла Бусырева.
В ходе повышения квалификации «крепкая» команда профессионалов, включая преподавателей колледжа А.Н. Густелеву – кандидата психологических наук, Т.Г. Тодика – заслуженного работника культуры Сахалинской области, Т.Б. Игнатьеву, Т.Н. Климову и представителя Сахалинской областной универсальной научной библиотеки А.В. Боронец, делилась своими знаниями по таким актуальным вопросам как: сохранение профессионального здоровья специалистов, деловая этика, работа с подростками и детьми‐инвалидами; постановка танца и методика работы с самодеятельным творческим коллективом; технология подготовки культурно‐досугового мероприятия (праздника); история музыкальных стилей, теория и история жанра мюзикла, музыкальная журналистика, практика разработки и реализации культурно‐образовательных проектов, краеведение и инновационные подходы к проведению в библиотеке культурно‐массового мероприятия.
Проект «Экология культуры: дом, в котором мы живем» реализован и реализован успешно. Население Итурупа, испытывающее в силу особенностей островной жизни, голод по «живой» концертной жизни, получило яркие впечатления (а очень многие вообще в первый раз!) от общения с музыкантами‐исполнителями. Зачастую не имеющие финансовой возможности выехать на повышение квалификации за пределы района работники учреждений культуры и образования смогли пройти обучение «на месте», но с помощью высококвалифицированных специалистов. Сахалинский колледж искусств приобрел ценный опыт комплексной культурно‐образовательной работы на территории одного из муниципальных образований региона, тем самым готовность к последующей его трансляции в других муниципальных образованиях в соответствии с их проблемами и потребностями.