Сахалинским областным судом оставлена без удовлетворения жалоба кандидата в депутаты Собрания городского округа «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области на решение городского суда, которым признано законным решение территориальной избирательной комиссии об отказе в его регистрации.
Решением Собрания городского округа «Александровск-Сахалинский район» от 13 июня 2018 года № 172 на 09 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Собрания городского округа «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области VI созыва.
29 июля 2018 года Усовым С.Л. в Александровск-Сахалинскую территориальную избирательную комиссию для регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания городского округа «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области в порядке самовыдвижения представлены 14 подписей избирателей.
По итогам проверки подписных листов все подписи избирателей признаны недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - в связи с отсутствием в соответствующей графе подписных листов внесенных рукописным способом сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, его подписи и даты ее внесения.
Решением Александровск-Сахалинской территориальной избирательной комиссии от 07 августа 2018 года № 56/232 отказано в регистрации кандидата по причине непредставления достаточного количества достоверных подписей избирателей для регистрации кандидата.
Кандидат обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии, в котором просил признать ее решение незаконным и зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты, полагая, что сведения о лице, производившем сбор подписей, в подписном листе подлежат заполнению лишь в случае осуществления таких действий не кандидатом, а иными лицами.
Отказывая в удовлетворении требований кандидата, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие в соответствующей графе подписных листов внесенных рукописным способом сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, его подписи и даты ее внесения в подписных листах на основании подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ влечет недействительность всех подписей в подписном листе.
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда согласилась с выводами городского суда и указала следующее.
По смыслу статей 37 и 38 Федерального закона от 12 июня 2012 года № 76-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», порядок заполнения и заверения подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты не является произвольным, а должен соответствовать требованиям, предъявляемым данным Федеральным законом , в том числе к форме подписного листа, несоблюдение которых является основанием для отказа в регистрации.
Указанный Федеральный закон определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, в том числе, в соответствии с уставами муниципальных образований, и имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации.
При этом, вопреки позиции административного истца, федеральное и региональное законодательство не содержит каких-либо исключений по порядку оформления подписных листов в случае, если сбор подписей избирателей в поддержку своего самовыдвижения осуществляет сам кандидат.
Поскольку кандидатом не было представлено в избирательную комиссию достаточное количество достоверных подписей избирателей, территориальная избирательная комиссия правомерно отказала в его регистрации.