Говорить о привлекательности уникального островного региона – это одно, а завоевывать внимание и принимать на Сахалине и Курилах реальных путешественников и туристов из разных городов, государств и стран – совсем другое. Вот уже два года в Сахалинской области работает свой туристско-информационный центр, цель которого – информировать весь мир, насколько здорово отдыхать на Сахалине и Курилах. В интервью пресс-центру воздушной гавани Южно-Сахалинска руководитель ТИЦ Олег Романов рассказал о работе туристского центра, потенциале туристической сферы Сахалинской области, тёплой дружбе с аэропортом Южно-Сахалинск и гостеприимных планах.
– Прежде всего, Олег Геннадьевич расскажите об истории создания первого на островах Туристско-Информационного центра. Когда ТИЦ был создан и какие основные цели стоят перед ним?
– Сахалинский туристско-информационный центр, как государственное бюджетное учреждение, создали два года назад, в сентябре 2016 года. Основная наша цель – это продвижение туристического потенциала Сахалинской области и создание условий для развития туризма на островах. Простыми словами, мы стараемся сделать все, чтобы о нашей области на островах узнали в других городах и областях нашей страны, чтобы как можно большее число россиян знало о существовании Сахалина и стремилось сюда попасть. Глобальная задача выйти за рамки России и рассказать о туристической привлекательности региона далеко за ее пределами. Наш регион этого действительно достоин, ведь он по-настоящему уникален.
– Насколько велика команда ТИЦа? Сколько человек трудится над привлекательностью нашего региона?
– В центре работают всего 8 человек. Но каждый из них — профессионал своего дела. В ТИЦ собрались только увлеченные люди, по-настоящему влюбленные в родной край. Что касается деятельности, у нас два основных отдела – по туризму и маркетингу, а также финансово-экономический. Ежедневно наша небольшая, но сплоченная команда занимается позиционированием Сахалинской области в России и в мире.
– Как ТИЦ взаимодействует с туристами?
– Одна из первостепенных наших задач – информирование туристов, именно благодаря нам люди узнают о всех тех возможностях и открытиях, которые ждут их на Сахалине и Курилах. Ежедневно в ТИЦ обращаются туристы не только из России, но из зарубежных стран. Многие путешествуют самостоятельно. Мы рассказываем людям о том, какие экскурсии и туры могут им предложить сахалинские туроператоры. Конечно, первым делом мы уточняем у гостей, какие у них есть предпочтения и ожидания, какой вид туризма им интересен. Специалисты ТИЦа собирают максимально подробную информацию, а затем перенаправляют клиентов к наиболее подходящему туроператору, у которого есть желаемый маршрут или предложение.
– Что касается туризма VIP-уровня и корпоративного отдыха, есть какие-то предложения на острове для этого сегмента?
– Вообще ВИП-туризм на острове – - активно развивающееся и довольно перспективное направление. Рыбалка на морском судне или яхте, речная рыбалка, поездки на джипах, гастрономические туры – все эти услуги могут наши туроператоры в состоянии предложить. Клиентов с особыми требованиями к качеству и сервису мы передаем исключительно таким фирмам, которые точно справятся с поставленной задачей.
Корпоративный отдых отличается повышенным уровнем комфорта, чаще всего это туры с выездным кейтерингом. Не редко поступают заказы, когда клиенты просят, чтобы при организации выезда работали повара, а морские деликатесы официанты подавали на столы с белыми скатертями. Сахалинским туроператором по плечу и не такое. Все выполнимо.
– А какие вообще тенденции сегодня прослеживаются на островах в туристической сфере? На каких направлениях сконцентрированы гости?
– Сахалин – привлекательный регион, у нас есть возможности для развития многих направлений туризма. Но, конечно, горнолыжный сегмент год от года остается одним из самых востребованных для гостей региона. Настоящий туристический флагман у нас – СТК «Горный воздух». Многие туристы приезжают на Сахалин, чтобы прокатиться на наших горнолыжных трассах, активно отдохнуть зимой.
Недооцененными, на мой взгляд, остаются экологические маршруты с посещением достопримечательностей и рыбалкой. Хотя казалось бы, на Сахалине есть все условия. У нас великолепная природа, есть очень интересные места. Но даже не все сахалинцы бывали на мысе Великан, в бухте Тихой или на маяке Анива – красоты можно перечислять бесконечно. Такой вот парадокс. Но эту ситуацию надо исправлять. Мы информируем и самих сахалинцев, хочется, чтобы и жители нашего региона знали о тех чудесных местах, которые есть вокруг.
Туризм сегодня – это самая быстрорастущая отрасль мировой экономики и нашей страны. Правительство Сахалинской области уделяет огромное внимание развитию именно этой отрасли. У Сахалина в этом плане очень большие перспективы. Сейчас готовится статистика по итогам 2017 года. Посещаемость «Горного воздуха» выросла на 30%, и, в целом, показатели по туризму на Сахалине выросли примерно на 20%. Эти данные сейчас анализируются. Но уже понятно – прогресс есть, позитивные изменения видны.
В аэропорту «Южно-Сахалинск» расположена информационная стойка ТИЦ. Насколько эффективна такая подача и такой способ информирования? Как там вообще организована работа? Много ли обращений поступает от туристов и путешественников?
– Подобные информационные стойки работают во многих крупных аэропортах России. Идея, конечно, не новая, но мы решили реализовать ее и на островной земле.
В аэропорту "Южно-Сахалинск" стойка в багажном терминале появилась в феврале 2017 года. У нас там работает, с 9 утра до 18 часов вечера, один специалист ТИЦ. Целевая аудитория в аэропорту – это, конечно, пассажиры, прилетающие на остров. Мы видим необходимость в этой работе. Мы анализировали опыт других регионов, и поняли, что такой туристско-информационный пункт – первый шаг к островному гостеприимству.
Что касается фактов и цифр, на наш взгляд, инфо-стойка – это довольно эффективный способ коммуникации с людьми. За девять месяцев 2018 года более 700 человек получили консультации специалистов ТИЦ. Большинство обращений – вопросы про гостиницы и места размещения. Люди уточняют, как и куда добраться, просят карты и путеводители, уточняют про экскурсии, спрашивают про логистику и транспорт. В целом спектр вопросов довольно широкий, узнают даже – где и что можно купить, чтобы привезти в подарок.
Мы рады, что и наш центр, и руководство аэропорта заинтересованы в развитии и готовы предпринимать действия к повышению уровня комфорта для гостей нашего острова.
– А если говорить о направлениях, то это пассажиры, прибывшие из Москвы или исключительно дальневосточники?
– Это пассажиры, прибывшие абсолютно из разных городов. Примерно 80% туристов, прибывающих на Сахалин – это дальневосточники, а также жители Японии и Кореи, – те, кто находится в географической близости от нашего острова. Мы рады всем, кто прилетает на Сахалин.
– На ваш взгляд, что необходимо делать для развития островного туризма, какие шаги предпринимать?
– Вообще в Сахалинской области туризм развивается довольно активно, этому вопросу в регионе уделяют особое внимание. И это не просто слова. Например предпринимателям, занятым в сфере туризма, оказывают и финансовое содействие.
Уже сегодня министерством спорта, туризма и молодежной политики разработан порядок поддержки малого и среднего бизнеса через субсидирование. Процесс субсидирования включает в себя возмещение затрат: предприниматель, вложившийся в туристическую инфраструктуру, предоставляет отчет на основании которого имеет право вернуть половину вложенных средств. Также существует субсидирование авиаперевозок. В туристическом сообществе диалог с властью выстраивается на равных. Мы очень живо обсуждаем все вопросы, начиная от ключевых достопримечательностей, их обустройства и уборку мусора до создания в городах важной инфраструктуры вроде тротуаров, скамеек и урн. Параллельно ведем информационную работу – обновляем портал ТИЦ, взаимодействуем со средствами массовой информации, в том числе, с федеральными. Стоит отметить, что меня вдохновляют поставленные руководством области задачи.
Один из эффективных инструментов позиционирования – работа на туристических выставках. Мы этим довольно активно занимаемся. Совсем недавно, в составе делегации Сахалинской области ТИЦ представил регион на Восточном экономическом форуме в сентябре во Владивостоке. Мы презентовали туристический потенциал Сахалина, «Горного воздуха», а также рассказывали о первых международных зимних играх «Дети Азии», которые пройдут на Сахалине в феврале следующего года.
В преддверии Восточного экономического форума мы опубликовали два материала в профильном туристическом журнале «Отдых в России» и его англоязычной версии «Tourism & Leisure in Russia». Для развития островного туризма важны любые шаги, даже на первый взгляд самые маленькие.
– В двух словах обрисуете ближайшие планы работы ТИЦ.
– Недавно на уровне региональных властей мы подписали Меморандум о создании туристического кластера Сахалинской области. В него входит региональное Министерство спорта, туризма и молодежной политики, Сахалинский Туристско-Информационный Центр, Сахалинский государственный университет, комплекс «Горный воздух» и авиакомпания «Аврора». Недавно аэропорт «Южно-Сахалинск» присоединился к кластеру и его руководитель Никита Полонский, поставил подпись под этим важным документом. Это очень ответственный шаг к совместной эффективной работе. Наши усилия помогут выйти островному туризму на новый уровень развития, сделать его более привлекательным и качественным с точки зрения предоставления сервиса.
Что касается дальнейшей дружбы с аэропортом «Южно-Сахалинск», в ближайшей перспективе – развитие зоны прилета и обустройство представительства ТИЦ в новом аэровокзальном комплексе. Это должен быть просторный, красивый и функциональный островок, который будет отражать все особенности природно-исторического потенциала Сахалина и Курил. Но самое главное, что мы постараемся воссоздать в нашей воздушной гавани совместно с аэропортом – так это атмосферу гостеприимства, в которую как в объятия близкого человека будет окунаться каждый, кто ступит на островную землю.
Материал подготовлен совместно с пресс-службой ТИЦ
Фото: Анны Сорокиной, Алексея Полищука, Юлии Тюриной