А. А. Новикова‐Строганова — Русский крест Ивана Тургенева

Фото: pravosakh.ru

Русский крест Ивана Тургенева

( в преддверии 200-летия писателя)

Необходимо всем писателям сплотиться вместе
и встать на защиту святой веры от врагов ея.

И.С. Тургенев

 

О Тургеневе было не принято говорить как о христианском писателе. По большей части его представляли как «атеиста», «либерала», «западника», «русского европейца».

Но к сожалению, это не только атеистические либо иноверческие трактовки, лукаво насаждаемые, как плевелы среди пшеницы, на протяжении долгих десятилетий.

Ещё Н.С. Лесков писал о том, как «многократно, грубо и недостойно оскорбляем наш благородный писатель» – «представитель и выразитель умственного и нравственного роста России». Продажные либералы действовали «грубо, нахально и безразборчиво»; консерваторы «язвили его злоехидно». Тех и других Лесков уподоблял, используя сравнение Виктора Гюго, хищным волкам, «которые со злости хватались зубами за свой собственный хвост». По лесковскому замечанию, «осмеять можно всё, как всё можно до известной степени опошлить. С лёгкой руки Цельзия было много мастеров, которые делали такие опыты даже над самым учением христианским, но оно от этого не утратило своего значения».

Некоторые начётники также готовы исключить Тургенева из ряда писателей-христиан, руководствуясь своими мерками: «Сколько раз в год ходил в церковь? Принимал ли участие в обрядах? Часто ли исповедовался, причащался?»

Однако с такими вопросами к душе человеческой вправе лишь Бог подходить. Хорошо бы здесь припомнить наставление апостольское: «Не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь» (1 Кор. 4:5).

Только в самые последние годы жизни профессор Курляндская (а прожила она без малого сто лет) не смогла не признать, что Тургенев в своём творчестве делал «определённые шаги на пути к христианству». Однако даже в такой робкой формулировке этот тезис не прижился. До сих пор и в профессиональном литературоведении, и в обыденном сознании укоренилось превратное представление о Тургеневе как об атеисте. В качестве аргументов беспардонно пошли в ход и некоторые тургеневские высказывания, иезуитски выдернутые из контекста, и образ жизни – по большей части вдали от родины, «на краю чужого гнезда», и даже обстоятельства смерти писателя.

При этом никто из сторонников такой безблагодатной позиции не явил в собственной жизни высоких образцов ни святости, ни аскетизма, ни праведничества, ни выдающегося таланта. Добротолюбие учит: «Кто возбраняет устам своим пересуждать, тот хранит сердце своё от страстей, тот ежечасно зрит Бога» . По всей видимости, «обвинители», «пересуждающие» жизнь и творчество писателя, далеко отстоят от христианства и евангельских заповедей неосуждения: «Не судите, да не судимы будете; Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1–2).

Всем ли удастся в своё время сподобиться «христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном суде Христовом» , о чём молится Церковь? Что будет с каждым из нас по выходе из «кожаной ризы», надетой на земле? Не может не замереть душа перед этими вопросами. Но ответ только «на Страшном суде узнаем», – как любил повторять христианский писатель Сергей Нилус.

В Боге, возвестившем: «Аз есмь Истина, и Путь, и Жизнь» (Ин. 14:6), – единственно истинный подход к любому явлению жизни. « Кто учит иному, – говорит апостол Павел, – и не следует словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражён страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми повреждённого ума, чуждыми истины» (1 Тим. 6:3–5).

Господь каждому даёт свои таланты и свой крест – по плечам и по силам. Так что взваливать все кресты непосильной ношей на одного человека невозможно. У каждого свой крест. Как писал наш современник, убиенный поэт Николай Мельников в поэме «Русский крест» :

Крест взвали себе на плечи,

Он тяжёл, но ты иди,

Чем бы ни был путь отмечен,

Что б ни ждало впереди!

– В чём же крест мой? Кто же знает?

На душе – один лишь страх!

– Всё Господь определяет,

Всякий знак – в Его руках.

Тургеневу хватило его собственного креста, чтобы прославить своё Отечество доброю славой во всём мире.

Писатель жизнь свою положил, в том числе на переводы произведений русской литературы, чтобы познакомить с ней Европу; основал во Франции первую русскую библиотеку. Его личность и творчество светят на весь мир.

В год кончины Тургенева его друг, поэт Я.П. Полонский говорил: «И один рассказ его “Живые мощи”, если б он даже ничего иного не написал, подсказывает мне, что так понимать русскую честную верующую душу и так всё это выразить мог только великий писатель».

По воспоминаниям французского писателя Анри Труайя, Тургенев обнаруживал, что «неспособен написать роман, повесть, главными действующими лицами которых не были бы русские люди. Для этого нужно было поменять душу, если не тело». «Мне для работы, – скажет он Эдмону де Гонкуру, – нужна зима, стужа, какая бывает у нас в России, мороз, захватывающий дыхание, когда деревья покрыты кристаллами инея… Однако ещё лучше мне работается осенью в дни полного безветрия, когда земля упруга, а в воздухе как бы разлит запах вина…» Эдмон де Гонкур заключал: «Не закончив фразы, Тургенев только прижимал к груди руки, и жест этот красноречиво выражал то духовное упоение и наслаждение работой, какие он испытывал в затерянном уголке старой России».

Космополитом Тургенев никогда не был и родиной своей не торговал. Где бы писатель ни жил: в столицах или за границей, – неизменно душой он стремился в своё родовое имение Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. Здесь всегда перед его взором был древний фамильный образ Спаса Нерукотворного.

Нельзя без волнения читать строки письма Тургенева к Ж.А. Полонской от 10 августа 1882 года – за год до смерти: «Продажа Спасского была бы для меня равносильною с окончательным решением никогда не возвращаться в Россию, а я, несмотря на болезнь, питаю надежду провести всё будущее лето в Спасском, а в Россию вернуться в течение зимы. Продать Спасское значит для меня – лечь в гроб, а я ещё желаю пожить, как ни мало красна жизнь для меня в настоящее время».

В своём художественном творчестве Тургенев изображал жизнь в свете христианского идеала. Но все грубые наслоения хрестоматийного глянца, вульгарно-идеологических трактовок (в том числе режиссёрско-постановочных) и домыслов зачастую не позволяют современному читателю пробиться к истинному смыслу писательского наследия, посвятить ему углублённое осознанное прочтение. Вникнуть в произведения Тургенева заново, осмыслить его творчество с христианских позиций – задача важная и благотворная. Об этом моя книга «Христианский мир И.С. Тургенева» .

Писатель показал, что именно духовное, идеальное содержание – основа человеческой личности; ратовал за восстановление в человеке образа и подобия Божия. Из этого во многом соткано таинство поэтики Тургенева, его дивных художественных образов.

Среди них – «истинно преподобная» праведница и страдалица Лукерья ( «Живые мощи» ). Плоть героини умерщвлена, но дух её возрастает. «Посему мы не унываем, – учит апостол Павел, – но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). «Тело Лукерьи почернело, а душа – просветлела и приобрела особенную чуткость в восприятии мира и правды высшего, сверхмирного бытия», – справедливо отмечал выдающийся богослов XX века архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Этой тургеневской героине, почти бестелесной, открываются высшие сферы духа, не выразимые в земном слове. И не только ей, но прежде всего – писателю, создавшему её образ. Так же, как и «тишайший» образ истинной православной христианки Лизы Калитиной – кроткой и самоотверженной, нежной и мужественной – главной героини романа «Дворянское гнездо» .

Весь этот роман овеян молитвенным пафосом. Источник особой молитвы проистекает не только из частного несчастья главных героев – Лизы и Лаврецкого, но из общих многовековых страданий земли русской, русского народа-страстотерпца. Неслучайно писатель-христианин орловец Б.К. Зайцев объединил тургеневских героинь – молитвенницу Лизу и страдалицу Лукерью – с реальной крестьянской девушкой-мученицей, одинаково расценивая их всех в общерусском православном смысле как «заступниц» перед Богом за Русь, за русский народ: «Лукерья такая же заступница за Россию и всех нас, как смиренная Агашенька – раба и мученица Варвары Петровны <матери Тургенева>, как Лиза».

Стихотворение в прозе «Два богача» показывает неизмеримое духовное превосходство русского человека из народа, замученного и ограбленного угнетателями всех мастей, над богатейшим в мире банкиром-евреем.

Ротшильд имеет возможность без труда и ущерба для своих капиталов отщипывать куски на благотворительность от сверхприбылей, нажитых грабительскими ростовщическими махинациями. Русский мужик, ничего не имея, душу свою полагает за ближнего, буквально следуя заповеди Христа «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). Какой огромный смысл в крохотном по объёму тургеневском тексте:

«Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.

– Возьмём мы Катьку, – говорила баба, – последние наши гроши на неё пойдут, – не на что будет соли добыть, похлёбку посолить…

– А мы её… и не солёную, – ответил мужик, её муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!»

Самое главное в русской классической литературе в целом и в частности в тургеневском творчестве – ценнейшей составляющей отечественной классики – это Христос, христианская вера, одухотворённая русским православным подвижничеством. Художественной правды не может быть без правды Божьей. Вся русская классика создавалась в лоне православного бытия.

По отзыву М.Е. Салтыкова-Щедрина, в тургеневской прозе заключено «начало любви и света, в каждой строке бьющее живым ключом». После чтения произведений Тургенева «легко дышится, легко верится, тепло чувствуется», «ощуща­ешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора».

Каждая проникновенная строка Тургенева, обладавшего способностью соединить прозу с поэзией, «реальное» с «идеальным», овеяна одухотворённым лиризмом и сердечным теплом, несомненно, идущим от «Бога живого» (2 Кор. 6:16), «В Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3), «Ибо всё из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36).

Алла Новикова-Строганова – доктор филологических наук, профессор, историк русской литературы, член Союза писателей России

 

 
По теме
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СОБОРЕ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА Седмица 4-я по Пятидесятнице (С 17 июня по 23 июня 2018 года)   Дата   Богослужения Время 17 июня в оскресенье       Неделя
23.06.2018
 
Руководитель Южно-Сахалинской и Курильской епархии архиепископ Тихон и председатель духовного управления мусульман Дальнего Востока Ахмад Хазрат Гарифуллин поговорят о семье и детях.
22.06.2018
Божественная Литургия в Звенигороде - Южно-Сахалинская и Курильская епархия По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 21 июня в Вознесенском Соборе города Звенигорода митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил и архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон отслужили
22.06.2018
 
Всеармейский месячник «Армия против наркотиков» - Южно-Сахалинская и Курильская епархия Ответственная за информационное обеспечение прихода - Валерия Пронина сообщает о посещении военнослужащих поселка Ноглики настоятелем местного прихода.
21.06.2018
 
Защитники Александра Хорошавина знакомятся с новыми обвинениями, выдвинутыми следственным комитетом экс-губернатору Сахалинской области, сообщил корреспонденту РИА «Сахалин-Курилы» его адвокат Евгений Балабас.
25.06.2018 РИА Сахалин-Курилы
В отношении жителя Корсакова, который высказал в адрес прокурорского сотрудника угрозу убийством возбуждено уголовное дело - Следственный комитет Следственным отделом по г. Корсаков следственного управления Следственного комитета РФ по Сахалинской области возбуждено уголовное дело в отношении ранее судимого 27-летнего местного жителя.
25.06.2018 Следственный комитет
Таким был траулер “Дальний Восток”. Сейчас в России стало популярным в определенных ситуациях английское выражение, произнесенное Терезой Мэй, –  highlylikеlу, которое в переводе означает:
14.06.2018 Советский Сахалин
Жители Южно-Сахалинска зажгли «Свечу памяти» - News.Astv.Ru Сегодня в 4 часа утра жители Южно-Сахалинска, молодежь, студенты,  представители общественных организаций и организаций воинов-интернационалистов, силовых ведомств, а также органов власти пришли на площади Славы.
22.06.2018 News.Astv.Ru
Божественная Литургия в Звенигороде - Южно-Сахалинская и Курильская епархия По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 21 июня в Вознесенском Соборе города Звенигорода митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил и архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон отслужили
22.06.2018 Южно-Сахалинская и Курильская епархия
Фонтанирующие головоломки. - Советский Сахалин Фонтанирующие головоломки. В Южно-Сахалинске, в сквере у киноконцертного зала «Октябрь» на Компроспекте, запущен в эксплуатацию новый фонтан.
25.06.2018 Советский Сахалин
Сцена из спектакля “Метель”. Сахалинское «зималето» – на этот период пришлась премьера спектакля Александра Агеева «Метель» – дало повод посудачить, кто кого спровоцировал в данном случае: театр ли непогоду или наоборот.
25.06.2018 Советский Сахалин
Токико Като на церемонии посадки роз. В Южно-Сахалинске, в международном театральном центре им А. П. Чехова, с аншлагом прошел концерт известной японской певицы Токико Като.
25.06.2018 Советский Сахалин
  В России с 1 июля вступают в силу изменения правил рыболовства для Дальневосточного бассейна.
25.06.2018 Советский Сахалин
Юные наездники ЦТВС добились успеха на первых для себя официальных соревнованиях - Sakhalin.Info Воспитанники и тренер конной секции центра технических видов спорта успешно выступили на первых для себя официальных соревнованиях — чемпионате и первенстве Сахалинской области по выездке.
25.06.2018 Sakhalin.Info
Сцена из спектакля "Метель". - Советский Сахалин Сцена из спектакля “Метель”. Сахалинское «зималето» – на этот период пришлась премьера спектакля Александра Агеева «Метель» – дало повод посудачить, кто кого спровоцировал в данном случае: театр ли непогоду или наоборот.
25.06.2018 Советский Сахалин
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения населения – электроэнергетических, канализационных системах, водопроводных и тепловых сетях редко сопровождаются гибелью людей,
24.06.2018 МЧС Сахалинской области