Рубрика «Педагогическая поэма»: Работа с детьми продлевает молодость

Главный герой рубрики: Татьяна Юрьевна Середа, преподаватель математики школы № 8 г. Южно-Сахалинска. Татьяна Середа, не успев закончить школу, уже в тринадцать лет стала преподавателем и режиссером. Вместе с подружкой они на дому организовали собственную школу, где занимались с ребятами разного возраста из своего двора, делали уроки, задавали домашние задания, ставили спектакли и концерты.
К сегодняшнему дню официальный стаж работы завуча и преподавателя математики школы № 8 Южно-Сахалинска Татьяны Юрьевны Середы исчисляется 27 годами. Причем обучает она не только детей, но и взрослых: читает лекции в областном институте развития образования и возглавляет городское методическое объединение учителей математики. Т. Середа награждена премией мэра Южно-Сахалинска в номинации «Сердце отдаю детям». Однако, несмотря на все свои достижения, Татьяна Юрьевна считает, что ее младшая дочь-студентка уже превзошла ее в знании любимого предмета. При этом моя собеседница могла пойти совсем по другому жизненному пути. После школы ее как обладателя диплома лучшей швеи-мотористки учебно-производственного комбината, где в то время обучали школьников старших классов, рекомендовали к поступлению в технологический институт легкой промышленности.
– И все-таки моя учительница математики уговорила меня пойти по ее стопам и поступить в Южно-Сахалинский пединститут, ныне СахГУ, – рассказывает Татьяна Юрьевна. – Хотя среди моих любимых предметов были также история и английский язык, но лучше всего я была готова по математике. Этот предмет давался легче всего. Так как я окончила школу почти на пятерки, то сдавала лишь два экзамена: математику устно и письменно. И сдала их на отлично. Учиться было интересно, студенческое время промелькнуло очень быстро. По окончании вуза в 1990 году сразу устроилась в школу № 8. Так здесь в основном и тружусь. Работать мне очень нравится, несмотря на большую нагрузку.
– Как строится ваш рабочий день?
– В школе я с половины восьмого утра, а заканчиваю дома готовиться к урокам и проверять тетради в 12 часов ночи. И так каждый день. Причем план занятий нужно составлять с учетом того, что на одном уроке разным детям в классе нужно давать материал, который подходит для их уровня подготовки и тех целей, которые они ставят перед собой в будущем. Эти знания должны помочь им реализоваться в жизни. На каникулах могу спокойно отдыхать не больше недели, потом начинаю тосковать по детям, школе, придумываю что-то интересное на новый учебный год.
– Какие качества прежде всего вы хотите передать детям?
– Самостоятельно совершать собственные открытия. Помню, как на подготовительных занятиях к экзамену мы с учениками исписали доску формулами, стирали, а потом писали вновь и так четыре раза подряд, пока ребята сами не поняли, как решать сложное неравенство. Когда у них все получилось, они зааплодировали сами себе. Стараюсь ставить перед детьми задачу, чтобы они сами шли к правильному ответу. Когда все получается, я их сравниваю с настоящими учеными, потому что они совершили пусть маленькое, но свое открытие. Такие моменты одни из самых приятных в жизни.
– Общение с молодежью накладывает на вас отпечаток?
– Дочери говорят, что я всегда буду молодой рядом с детьми. Временами чувствую себя ребенком и окунаюсь в атмосферу игры, веселья и азарта. Вместе с учениками участвую в разных мероприятиях, ходим в походы по Сахалину, несколько раз сопровождала ребят в поездках в другие города и страны: Францию, Чехию, Южную Корею, Владивосток и Санкт-Петербург, где мы все получили массу впечатлений…
Татьяна Юрьевна считает, что для того, чтобы учить других, нужно самой постоянно учиться и не отставать от времени. С этой целью она получила второе высшее образование – менеджер в образовании. А также проходит обязательную для преподавателей переподготовку раз в три года, по своей инициативе обучается на интернет-курсах и посещает мастер-классы по различным темам, которые порой выходят за рамки чисто профессиональных интересов.
– Например, в этом году на портале «Открытое образование» дистанционно проходила теорию игр. Самостоятельно изучала теорию вероятностей и экономику, которые начали вводиться в преподавание математики в школе. Сейчас получаю основы оказания первой медицинской помощи, как того требуют изменения, внесенные в закон об образовании в этом году. На мастер-классе изучала итальянскую кухню, хочу пойти на курсы живописи. Иногда возобновляю изучение иностранных языков. Кстати, недавно мне пригодилась любовь к лингвистике. Пришлось переводить учебник математики с английского во время занятий по интернету с русскоговорящей ученицей швейцарской школы.
– Это было сложно?
– На мой взгляд, слабое место этого учебника в отсутствии теории. Он больше похож на практикум с идентичными заданиями и образцом решения. Меня поразило, когда девочка, сказав, что умеет решать квадратное уравнение, посчитала все на калькуляторе, где есть специальная программа. Между прочим, в этом учебнике есть более простой способ применения теоремы Виета для квадратного уравнения, который я показала своим ученикам. Также на математическом кружке я объяснила ребятам графический метод умножения цифр, применяемый в японских школах. Он позволяет обходиться без знания таблицы умножения. Правильный ответ можно нарисовать – он находится на пересечении прямых.
– Насколько правы те, кто говорит об общем ухудшении образования в мире?
– Благодаря интернету знания доступны всем, не говоря уже о традиционных источниках информации. Другое дело, что сильно увеличился поток данных в единицу времени, что затрудняет ученикам возможность их нормально осваивать. Преподаватели должны это сознавать и учитывать в своей работе.
Главная задача учителя – не «впихнуть» в голову ученика содержимое учебника, а научить добывать необходимые сведения и с их помощью получить результат. В этом отношении преподаватель сегодня скорее исполняет роль наставника и консультанта.
– Ваше отношение к ЕГЭ?
– Я за ЕГЭ. Считаю, что в нем много плюсов: объективная оценка твоего труда, более открытая возможность поступления в вузы, дающая больше шансов способным детям. Но школу закончить стало сложнее, нужно приложить для этого немало усилий. ЕГЭ требует от ребенка намного большей подготовки, чем традиционные устные экзамены, так как необходимо знать не два десятка билетов, а весь материал школьного курса.
– Насколько я знаю, вы сумели сделать почти невозможное – поставить популярные у молодежи гаджеты на службу учебному процессу.
– У меня был класс, который во время урока не отрывался от сотовых телефонов. Пришлось использовать их в образовательном процессе для устного счета. Установили программу «Антикалькулятор», урок начинался с работы в телефоне. В этом году активно внедряли в работу интернет-портал «Решу ЕГЭ» для подготовки к экзаменам, ну и результат себя оправдал, сдали все, практически нет даже троек, почти половина получила пятерки.

– Неоднократно приходилось слышать от ваших коллег, что теперь школа занимается только образованием, воспитание – дело родителей. Как вы к этому относитесь?
– Я с этим не согласна. Тех, кто так считает, нельзя считать учителями, их можно назвать «урокодателями». Образование и воспитание неразрывны. Поэтому опытные педагоги должны воспитывать и своих молодых коллег.  В этом году к нам в школу пришел после института математик Денис Сергеевич. Он компенсирует недостаток опыта своей любовью к детям, все  время посвящает им, вне школы они вместе ходят в кино, зоопарк, на каток, на природу. Подобное отношение имеет и воспитательный эффект. Учим на собственном примере. Нельзя забывать, что каждый наш шаг очень важен для развития школьников.  И еще один момент, который нужно помнить. Учитель работает совместно с коллегами, детьми и родителями. Нередко папы и мамы снимают с себя ответственность за своих отпрысков и перелагают ее на школу. Это тоже неправильно. Только коллективный труд приведет к тому, что дети вырастут хорошими людьми, которыми можно гордиться.
Преподаватель обязан всего себя отдавать детям. Образовательный процесс должен объединять в себе вместе с получением знаний развитие и воспитание. Вот пример – задача на измерение площади прямоугольника. Казалось бы, что здесь можно придумать?! Измеряем страницы учебника, смотрим тираж, сколько деревьев пришлось срубить на производство бумаги, чтобы его напечатать. Так формируется бережное отношение к книге и природе. Экологическому воспитанию в нашей школе уделяем большое внимание. Выезжая отдыхать на природу, обязательно убираем от мусора территорию, рассказываем о том, как важно сохранять окружающую среду. В этом году у центрального входа в школу вместе с учениками посадили яблони, сливы и груши, деревья уже зацвели. Таким образом, ребята уже выполнили часть жизненной программы, осталось построить дом и вырастить детей.
Много усилий направляем на гражданско-патриотическое воспитание, чтобы воспитать из детей активных и ответственных граждан своей страны с правильной жизненной позицией.  Большую работу проводим с ветеранами, которые являются постоянными гостями нашей школы. У нас работает школьный поисковый отряд. Ребята изучают архивы, проводят интервью с ветеранами.
– Вам мало хлопот учителя, и вы решили в этом году взвалить на себя еще и работу завуча?
– Появилась потребность передавать свой опыт молодым преподавателям. Провожу семинары и вебинары в институте усовершенствования учителей. Раз в четверть я как руководитель городского методического объединения учителей математики организую с коллегами совещание, на котором обмениваемся наработками, оказываем помощь. В этом году я попробовала себя еще в одном качестве – читала лекции для одаренных детей из областной школы «Эврика». Для них пришлось особенно много поработать, чтобы найти интересный материал, который заставит их размышлять. Иногда возникает страх, что дети зададут вопрос, на который сразу не дашь ответ. Бывает, что приходится самой долго мучиться, чтобы ответить на этот вызов. Учитель тоже человек и не может знать все. Бывает, поражаешься идеям ребят и девчонок, что вполне объяснимо. У них более гибкое мышление, взрослые в большей степени мыслят шаблонами.
– Распространена точка зрения, что наша школа учит скорее запоминать материал, а не применять его в жизни. Поэтому в дальнейшем преуспевают  в основном не отличники, а те, кто получал более низкие отметки. Что вы думаете об этом?
– Бывает по-разному. Возможно, хорошим ученикам нужно просто больше времени, чтобы определиться в жизни, им хочется объять необъятное, успеть в жизни как можно больше. На своей страничке в социальной сети одна из моих выпускниц написала после покорения горной вершины, что ее мама гордится этим намного больше, чем золотой медалью дочери.
Один из моих учеников, обладатель золотой медали, – единственный, по-моему, кто за все время в области сдал ЕГЭ по физике на 100 баллов. По остальным предметам также были очень хорошие результаты.  При этом он еще был лауреатом конкурсов бальных танцев. Он поступил в МГУ, но  не смог продолжить там обучение. Кроме того, выявилась еще одна проблема. Он столкнулся с преподавателями преклонного возраста, которые не соответствуют современным требованиям. Эта ситуация свойственна многим высшим учебным заведениям. Мой ученик, например, рассказывал о 80-летнем профессоре, который говорил так тихо, что его было слышно только в первом ряду. Все остальные студенты просто зря тратили часы своей жизни на лекции, не получая при этом никаких знаний. В результате парень следующие 4 – 5 лет искал себя. Чем он только не занимался: разводил кроликов, лепил глиняные игрушки, работал в музее и на стройке, пек хлеб, обрабатывал камни, участвовал в геологической экспедиции.  Этот опыт помог ему в итоге определиться со своей профессией, и в настоящее время он получает на Сахалине высшее строительное образование.
  – Продолжается ли ваше общение с бывшими учениками после окончания школы? Кем из  них вы гордитесь?
– Да. Многие приходят ко мне в гости, приглашают с собой на природу, в кафе. Это очень приятно. Я горжусь результатом своей работы и своими воспитанниками. Все мои ученики получают нужные знания, которые позволяют им успешно сдавать экзамены. Например, 80 процентов ребят из прошлогоднего выпуска, где я была классным руководителем, поступили в институт на бюджетную форму обучения. Остальные выбрали для себя другой путь. Спустя годы своих детей приводят ко мне мои бывшие ученики, это также показатель моей работы. Очень важно, каким будет педагог, который пестует новые поколения.
Одна из моих учениц Алина Контарева, мама троих детей. При этом она за активную общественную деятельность награждена медалью правительства России «За доблестный труд»   за помощь многодетным семьям, является президентом Центра помощи многодетным семьям «МногоМама».  Есть ребята, которые стали директорами предприятий. В одном из выпусков было шесть золотых и шесть серебряных медалистов.
Все это свидетельствует о том, что мой, казалось бы, случайный выбор профессии оказался не случайным.
– Математику называют царицей наук. Галилей говорил, что книга природы написана на языке математики. Что вы думаете о предмете, преподаванию которого посвятили свою жизнь?
– Это инструмент изучения других наук – физики, биологии, географии, химии, экономики. Без математики в этих областях преуспеть невозможно. Математика развивает  навыки логики, анализа, систематизации, сравнения, которые позволяют реализовать себя в разных видах деятельности. В том числе и в гуманитарных дисциплинах.
– Спасибо за беседу!
Д. ПАНКСТЬЯНОВ.
 
Для справки: Рубрика «Педагогическая поэма» - это совместный проект пресс-службы министерства образования Сахалинской области и редакции областной газеты «Советский Сахалин» о лучших учителях островного региона.
 
Источник информации: областная газета «Советский Сахалин» http://sovsakh.ru/tatyana-sereda-rabota-s-detmi-prodlevaet-molodost-pedagogicheskaya-poema/

Ещё новости о событии:

Главный герой рубрики: Татьяна Юрьевна Середа, преподаватель математики школы № 8 г. Южно-Сахалинска.
12:29 20.06.2017 Министерство образования - Южно-Сахалинск
Т. Середа с учениками. Татьяна Середа, не успев закончить школу, уже в тринадцать лет стала преподавателем и режиссером.
18:12 19.06.2017 Советский Сахалин - Южно-Сахалинск
 
По теме
Всероссийские проверочные работы – это не экзамены для выпускников начальной школы Единый вариант В единый день школьники всего островного края садятся писать Всероссийскую проверочную работу.
Всероссийские проверочные работы – это не экзамены для выпускников начальной школы Единый вариант В единый день школьники всего островного края садятся писать Всероссийскую проверочную работу.
Главный герой рубрики: Елена Бегишева, учитель физики и информатики СОШ №1 г. Шахтерска Углегорского района, абсолютный победитель областного этапа всероссийского конкурса «Учитель года-2017».
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подвела предварительные итоги ЕГЭ по математике профильного уровня, который проходил 2 июня.
В рамках мероприятия «Внимание, каникулы!» в детском саду МБОУ СОШ №3 с. Огоньки прошла образовательная деятельность с использованием ИКТ на тему ПДД: происшествие в сказке «Теремок».
На весенних каникулах в детской библиотеке в рамках Недели детской и юношеской книги прошли интересные мероприятия.
В рамках профилактического мероприятия «Внимание, каникулы!», сотрудники Госавтоинспекции посетили МБОУ ДО ДДТ г. Холмска детский клуб «Островок», где совместно с педагогом провели брейн-ринг по правилам дорожного движения,
Поронайские автоинспекторы провели профилактическое мероприятие «Внимание, пешеход!» - Поронайский городской округ В рамках профилактического мероприятия «Внимание, каникулы!» и в целях повышения безопасности движения пешеходов сотрудники Госавтоинспекции провели профилактический рейд на оживленной улице в центре города.
Поронайский городской округ
"РЫБАЧИМ ПО НАУКЕ" - СахНИРО 28 марта 2024 года на р. Найба Долинского района сотрудники Сахалинского филиала приняли участие в I этапа Первенства ФГБНУ «ВНИРО» по любительской рыбалке «РЫБАЧИМ ПО НАУКЕ».
СахНИРО
о возможном возникновении ЧС на территории Сахалинской области Прогнозируемые гидрометеорологические явления: По информации ФГБУ «Сахалинское УГМС»:
Городской округ Долинский
Акция «Безопасная любовь» - Кожно-венерологический диспансер 28 марта 2024 года для пациентов ГБУЗ «Сахалинский областной кожно-венерологический диспансер» сотрудники кабинета медицинской профилактики я Борисов О.А и заведующая венерологического отделения Юферева Т.В.
Кожно-венерологический диспансер