Активисты Сахалинского регионального отделения «Поискового движения России» установили памятную табличку на месте гибели бомбардировщика Ту-2 в Макаровском районе. Трагедия произошла в 1946 году.
Первые фрагменты у речки Марковки поисковики нашли осенью 2016 года. Потребовалось 18 месяцев, чтобы узнать обстоятельства катастрофы. Благодаря Льву Клавдорскому (брату погибшего летчика), удалось узнать фамилию и имя командира корабля - Георгия Клавдорского, а затем установить данные всего экипажа.
По архивным документам установлено, что: «утром 4 июня 1946 года экипаж 3-й авиационной эскадрильи 132-го бомбардировочного авиационного полка вылетел с аэродрома Камисикука (поселок Леонидово) на самолете Ту-2. Сбросив бомбы на полигоне, в 10:12 он отправился по заданному маршруту.
В 10:10 разведчик погоды, передал предупреждение: «По маршруту самолеты не выпускать».
Руководитель полетов - заместитель командира авиаполка майор Трохин в 10:20 по радио приказал младшему лейтенанту Клавдорскому возвращаться на базу. Но экипаж продолжил маршрут.
В районе Сиритори (Макаров) из-за дыма от лесных пожаров самолет стал терять высоту. Севернее пункта О-Утори воздушное судно упало на землю, где после удара произошел сильный взрыв бензобаков. Экипаж погиб».
Состав экипажа:
Командир корабля —Клавдорский Георгий Васильевич, младший лейтенант. Родился в Муроме Владимирской области в 1923 году.
Штурман —Усольцев Алексей Борисович, лейтенант. Родился в селе Ахалик Тункинского района Бурят-Монгольской АССР в 1922 году.
Стрелок-радист —Харлаенко Фёдор Зотович, младший сержант. Родился в селе Харьковцы Переяславского района Киевской области в 1923 году.
Воздушный стрелок —Кукарцев Лев Александрович, младший сержант. Родился в Новосибирске в 1925 году.
Место катастрофы сильно заросло, тем не менее, поисковикам здесь все хорошо знакомо. Небольшая возвышенность рядом с тем местом, где произошел удар самолета о землю, хорошо видна с грунтовой дороги. На этой возвышенности и была установлена табличка, в основание которой были сложены фрагменты самолета и пересажена рядом растущая лилия-саранка.
Церемония завершилась холостыми выстрелами в воздух в честь погибших летчиков и минутой молчания.
«Это еще не финальная точка в этой истории. Мы все же не оставляем надежды найти место захоронения экипажа. Осенью, как сойдет трава, будем исследовать район старой дороги, рядом с которой упал самолет, так как появились сведения, что памятник стоял именно здесь, а не рядом с морем», - рассказал руководитель Регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура.
После установки таблички, активисты отправились на кладбище поселок Новое, чтобы облагородить место захоронения экипажа самолета Ли-2, погибшего 4 июля 1946 года.
По архивным данным установлено следующее: «Вечером 4 июля 1946 года с аэродрома в Хабаровске на аэродром Отани (поселок Сокол) вылетел военно-транспортный самолёт Ли-2 с грузом авиационных запчастей на борту. Во время полёта резко ухудшилась погода и примерно в 19:18 минут самолет столкнулся с горой Ниитой (г. Монетная). Борт полностью сгорел. Экипаж погиб».
Состав экипажа:
Командир корабля - гвардии лейтенант Харин Дмитрий Евдокимович, 1923 г. р.
Лётчик - лейтенант Бочаров Евгений Викторович, 1922 г. р.
Штурман – гвардии младший лейтенант Тюльнев Евгений Петрович, 1923 г. р.
Бортовой техник - младший техник-лейтенант Шпыхов Николай Егорович, 1915 г. р.
Самолет и останки бойцов найдены в 1968 году.
Ранее, поисковики нашли родных командира корабля Дмитрия Харина, которые проживают в Иркутской области. А недавно, учитель шелаевской школы Любовь Борисенко с учениками поехали в бывшую деревню Лапино Красноярского края, где родился Дмитрий, и прислали на Сахалин по почте землю и корни черемухи и смородины с места, где стоял его дом.
За захоронением летчиков ухаживают школьники села Новое, а также учитель Наталья Лут. В этот раз, активисты покрасили памятник, убрали траву, посадили рядом с захоронением корни черемухи и смородины, а также высыпали землю с Родины командира корабля на могильный холмик экипажа.
«Здесь всегда есть цветы и венки. Раньше еще местные жители постоянно совершали походы к месту авиакатастрофы на сопку Монетную. В ближайшее время туда отправимся и мы, чтобы установить памятную табличку», - говорит поисковик Алексей Охрименко.