История и процесс создания оригиналов фресок

История и процесс создания оригиналов фресок
История и процесс создания оригиналов фресок
История и процесс создания оригиналов фресок
История и процесс создания оригиналов фресок
История и процесс создания оригиналов фресок
История и процесс создания оригиналов фресок
История и процесс создания оригиналов фресок
Фото: pravosakh.ru

Уже довольно много рассказав вам о копиях фресок нашей Сахалинской коллекции в предыдущих разделах цикла, хочется поведать об истории и процессе создания, а также о месте нахождения их оригиналов.

Вообще, фреска – слово итальянского происхождения, означает «свежий». Такой перевод этого термина уже сам выдает основную особенность этого вида живописи, ведь писались они еще во времена античности именно по свежей, сырой штукатурке. Необходимость начать и завершить фреску до высыхания извести заставляла художника работать в очень быстром темпе. Поэтому, чаще всего над одним изображением работала сразу целая бригада живописцев.

Наши древнерусские мастера переняли технику у греческих и византийских наставников. Начиная еще с 13-14 веков наша русская школа начала приобретать свою самобытность и неповторимость, однако сама техника полностью повторяет все традиции византийской живописи.

Сырая штукатурка, в основе своей – это известь с добавлением кирпичной крошки, угля, пеньки и так далее. Эти элементы необходимы и по сей день для сохранности фресок. На сырую штукатурку накладывалась краска на минеральной основе, как было указанно ранее, а некоторые краски наносились уже на сухую поверхность фрески.

Оригиналы фресок светоотражающие, краски имеют красивую, приятную глазу матовость. Если посчастливится зайти в древнерусский храм в сумерки, то можно увидеть удивительное явление: от слабого оконного света настенная живопись начинает светиться. Происходит это непосредственно из-за использования извести.

Конечно, одной из основных особенностей техники работы древнерусских мастеров является, как рассказывалось в предыдущей теме, метод послойного нанесения красок, когда под одну краску подкладывалась другая. Кроме этого, интересным моментом создания фресок в Древней Греции является то, что раньше, в завершении работы, роспись полировали разогретым воском.

Правила древней византийской живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (17 век). Самый ранний пример такой живописи (500-850 года н. э.) сохранился в римской церкви Санта-Мария-Антиква, на южной стороне Римского форума. Ее поверхность тоже была сначала отполирована, однако позже византийские мастера отказались от этого приема.

Но вернемся к фрескам, копии которых представлены в нашей коллекции. Здесь есть экземпляры стенописи из Ферапонтова Лужецкого монастыря, датирующиеся 16 веком. Сам он расположен на очень живописном берегу города Можайск (Подмосковье). Основан был преподобным Ферапонтом Можайским шестьсот лет назад. Именно он стал создателем Ферапонтова монастыря на Белом озере. Сам храм, в котором расположены фрески датируется серединой 16 века.

Возведение большого собора - собора Рождества Богородицы, связано непосредственно с выдающейся личностью истории России – это Святитель Макарий Московский, который был настоятелем в этом монастыре с 23 по 26 года 16 века, а позже возведен в архимандриты и долгое время был настоятелем Лужецкого Ферапонтова монастыря. Тогда его заметил Иван Грозный и возвел на кафедру святительства в Великом Новгороде, где он очень много предпринял для утверждения православия и сохранения его культурных ценностей. Он очень любил иконописное творчество и есть даже предположение, что сам был опытным иконописцем.

С ним связано очень много исторических моментов России, таких как: возведение на царство Ивана Васильевича Грозного, первое книгопечатание, строительство соборов 47-49 годов, а также Стоглавого Московского Собора, в котором было совершено огромное множество важнейших церковных дел. Скорее всего, именно он повлиял на строительство самого собора, а также на выбор бригады для его росписи.

«Фрагменты стенописи на стенах сохранились чудом, - рассказывает художник-живописец Алексей Козлов, - В 18 веке древнерусская стенопись большинством дворян и царствующих особ, в следствие обращения к Западному искусству, была совершенно не понята и фрески были сбиты при Павле 1, оригиналы же представленных фресок уцелели только благодаря тому, что были заложены под кирпичную кладку и открыли их только после Великой Отечественной Войны. В хорошей сохранности они видны в откосах окон».

В западной части собора сохранилось восемь ангелов из грандиозной сцены Апокалипсиса, которая была на западной стене. Также, в верхней зоне окна сохранились изображения херувима в круге, крестов в круге и ангела на зеленом фоне, копии которых представлены в нашей коллекции. В алтаре собора сохранились фрески Кирика и Иулитты – древних святых, которые были убиты за веру в Христа. Под фреской мученицы Иулитты, матери трехлетнего Кирика, была раньше голова одной мученицы, сейчас она в постоянной экспозиции в музее Андрея Рублева.

Фрески Лужецкого Ферапонтова монастыря имеют некоторые особенности. Как упоминалось выше, на западной стене сохранилась композиция грандиозной сцены Апокалипсиса. В византийской стенописи такой традиции не было. Она была введена в русских памятниках, начиная с конца 15 - начала 16 веков.

  Тогда появилось множество икон, а вместо сцены Страшного суда – традиционной композиции, на западной стене появилась сцена Апокалипсиса. По этнографическому составу они вообще не сходны. Апокалипсис – иллюстрация литературного источника Апостола-евангелиста Иоана Богослова, датирующаяся первым веком. С конца 15 – начала 16 веков она начала передаваться в различные храмы.

Началось ее распространение с Благовещенского собора московского Кремля, в котором мы и сейчас можем увидеть эту композицию. Она расположена не только на западной, но и на северной, а также на южных стенах храма многоярусно. Это очень многофигурные сцены с огромным количеством сюжетов. Существует икона грандиозного Апокалипсиса, которая хранится в Успенском соборе Московского кремля, датирующаяся 1500 годом.

По словам Алексея, в Лужецком Ферапонтовом монастыре, скорее всего, тоже была такая сцена на западной стене, дальше в программе росписи были традиционные части: Вседержитель в куполе, в конхе– Богородица, святители на столпах, которые олицетворяют столпы церкви.

  «Особенностью храма Рождества Богородицы Лужецкого монастыря являются круглые западные столпы. Такое трудно еще где-то увидеть. На фрагментах фресок, которые сохранились в храме, можно заметить, что на откосах была тема мучеников, раскрытая в довольно полном объеме».

Первый каменный собор в честь Рождества Богородицы простоял в Лужецком монастыре до начала 16 века, после чего был разобран, а на его месте, в 1524-1547 годах, выстроен новый, пятиглавый, который сохранился до наших дней. В соборе сохранились фрагменты фресок того времени, которые представляют большой художественный интерес и каждый желающий может их увидеть и ознакомиться с ними.

На этом заканчивается третья тема цикла, посвященная оригиналам фресок. В следующем, заключительном блоке, вы узнаете о том, как в настоящее время происходит создание фресок в Южно-Сахалинском соборе Рождества Христова.

 

Алина Алексеева

 
По теме
Настоятель южносахалинского православного храма выразил соболезнование Источник: kp.ru Фото: Виктор Горбач Протоиерей Виктор Горбач, настоятель храма в честь Святителя Иннокентия Московского,
о возможном возникновении ЧС на территории Сахалинской области Прогнозируемые гидрометеорологические явления: По информации ФГБУ «Сахалинское УГМС»:
Городской округ Долинский
Акция «Безопасная любовь» - Кожно-венерологический диспансер 28 марта 2024 года для пациентов ГБУЗ «Сахалинский областной кожно-венерологический диспансер» сотрудники кабинета медицинской профилактики я Борисов О.А и заведующая венерологического отделения Юферева Т.В.
Кожно-венерологический диспансер