Общественная организация Сахалинский Деловой Клуб «Налоговый Консультант» и Сахалинская Торгово-Промышленная Палата провели круглый стол по теме: «Конкурентная среда и налоги для малого бизнеса». Мероприятие прошло в Сахалинской областной универсальной научной библиотеке 5 июля 2018 года. Участие в круглом столе приняли: представители власти, бизнеса, общественных организаций.
Для выступлений и их обсуждения была предложена следующая программа:
1. Улучшение благоприятной конкурентной среды для малого бизнеса на территории Сахалинской области.
- Защита интересов бизнеса в конкурентной среде Федеральной Антимонопольной Службой – проведенная работа за 2017 год.
- Применение упрощенных форм налогообложения для улучшения конкурентной среды индивидуальным предпринимателям и организациям.
- Поддержка малого предпринимательства в улучшение конкурентной среды через возмещение затрат.
2. Проблемы малого бизнеса, мешающие возможностям экономического роста в Сахалинской области:
- Ограничение возможностей малого бизнеса формальным подходом в применении законодательства.
- Предъявление трудновыполнимых для малого бизнеса условий и требований, создающими неравное конкурентное положение в сравнении со средними и крупными участниками экономического рынка.
- Вытеснение малого бизнеса.
- Создание искусственных барьеров для малого бизнеса.
- Налоги, снижающие конкурентоспособность малого бизнеса (как внешний фактор).
3. Изменение управленческой логики для малого бизнеса в конкурентной среде.
- Возможности экономического роста малого и среднего бизнеса в связи с уменьшением налоговой нагрузки.
- Изменение управленческой логики и культуры взаимоотношений между властью и бизнесом.
- Формирование системы взаимных мотиваций у бизнеса и исполнительной власти совместно с налоговыми органами.
В первой части круглого стола ведущая Зенина Наталья Александровна напомнила о создателе конкурентной среды Адаме Смите. Конкурентная среда по его словам представляет собой соперничество. Им были определены для участников соперничества следующие критерии: состязательность, независимость, отсутствие сговора, достаточность экономических единиц на рынке.
Далее докладчики Федеральных структур дали информацию о содействии малому бизнесу в защите интересов по конкурентной среде. Выступили: заместитель руководителя Сахалинского УФАС России - Прохоров Роман Владимирович, главный государственный налоговый инспектор отдела налогообложения юридических лиц УФНС России по Сахалинской области - Ашихмин Валерий Викторович, начальник Департамента экономического развития Администрации г. Южно-Сахалинска - Настич Ольга Николаевна, начальник отдела поддержки предпринимательства Департамента экономического развития администрации города Южно-Сахалинска - Акимов Александр Викторович.
Во второй части озвучивались проблемы малого бизнеса об ограничениях их возможностей в конкурентной среде. Докладчики в этой части – представители бизнеса, обратили внимание, что на конкурентную среду малого бизнеса оказывают влияние:
- особенности и сложности применения антимонопольного законодательства, в том числе ошибки квалификации деятельности субъекта предпринимательства, по формальным признакам. Формальный подход при применении антимонопольного законодательства, хоть и скрыто, опосредованно, тем не менее, как это ни парадоксально, ведет к противоположной цели: вместо создания благоприятной конкурентной среды создает не оправданные, не справедливые барьеры, не способствующие развитию малого бизнеса.
- высокая степень бюрократизации нашей экономики. Необходимость постоянного «решения вопросов» на всех уровнях, согласования, оформления и подписания нужного количества документов, где тратится впустую драгоценное время , и далеко не всегда гарантируется нужный результат.
- невозможность малому бизнесу, в большинстве случаев вырваться на давно уже поделенный монополизированный рынок, чтобы получить доступ к государственным заказам, а также к средствам, идущим на так называемую "поддержку отраслей народного хозяйства". Руководителю крупного предприятия, несомненно, легче "пробить" выгодное для него административное решение.
- расплывчатость Закона о малом бизнесе, поэтому каждый трактует его в свою пользу.
- снижение конкурентоспособности малого бизнеса из-за высокой налоговой нагрузки на труд (страховые взносы).
В итоге, подошли к тому, что конкурентная среда в нынешних условиях требует совершенствование и отдельное понимание для участия в ней малого бизнеса.
В третьей части речь шла об управленческой логике для малого бизнеса и увеличенной налоговой нагрузки на малый бизнес.
Анализ мировой практики показывает, что сектор малых предпринимательских структур является основой создания и развития национальной экономики. Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, то малый бизнес, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивает социально-экономическую стабильность развития.
По последним данным, доля малых компаний в ВВП России на сегодняшний день составляет порядка 20%, в то время как в странах Евросюза, США, Китае этот показатель превышает 50%.
Высокие ставки страховых взносов считаются одной из главных причин существования масштабного «теневого» сектора в российской экономике, об этом говорилось в январе 2018 года на Гайдаровском форуме: «Нигде нет такой нагрузки на фонд оплаты труда, которая есть в России».
Так, налоговая нагрузка на труд в международных регионах и в России представляет собой следующую «картину» (в %):
Южная Америка – 16,4; Россия – 36,1; Африка – 15,1; Центральная Америка – 12,4; Мир в среднем – 16,3; Европа – 26,3; Северная Америка – 16; Азиатско-Тихоокеанский регион – 10,7; Восточная Европа и Центральная Азия – 18,7; Ближний Восток – 14,4.
Поэтому возникает вопрос:
В России с 2010 года увеличили налоговую нагрузку на труд, что изменилось в лучшую сторону для обеих сторон?
Со стороны органов власти: решились вопросы с пенсионными накоплениями? Нет.
Со стороны малого бизнеса:
- часть бизнеса закрылась,
- часть ушла в тень,
-сумма перечислений в Пенсионный фонд не увеличилась (после принятой увеличенной ставки)
- бизнес перестал доверять власти.
Что делать:
Сделать заработную плату более комфортной от налогов, то есть ввести прогрессивную шкалу по страховым взносам. Использовать практику западных стран, где минимальные суммы заработной платы работающих: либо не облагаются страховыми взносами, либо облагаются по минимальной ставке. Проанализировать применение пониженных ставок по страховым взносам для микро бизнеса на Дальнем Востоке от 5 до 10 %. Снижение страховых взносов позволит повысить показатель потребления, а это в свою очередь увеличит количество малого, особенно микро бизнеса , и сделает территорию наших островов эффективной, конкурентоспособной и привлекательной.
Достижение устойчивого развития российских предпринимательских структур малого (микро) бизнеса в условиях изменяющейся среды является одной из наиболее актуальных проблем текущей экономической политики государства на Дальнем Востоке: от успеха ее решения зависит экономическое положение нашей страны.
По мнению главы государства РФ, «справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны и динамичного движения вперед во всех сферах жизни».
Нарушения законов в сфере конкуренции, как подчеркнул Президент РФ - наносит колоссальный ущерб экономике страны.
Для изменения управленческой логики в конкурентной среде между структурами власти и малым бизнесом, необходимо обратить внимание:
- на Общественный договор как институт управления отношениями между бизнесом и государством.
- на мотив развития и мотив выживания малого бизнеса.
- на мотив партнерства, как решение экономических проблем в современных условиях.
- на базовые условия партнерских отношений.
Председатель управляющего
Совета Сахалинский Деловой клуб
«Налоговый консультант»
Заместитель Председателя
Совета Сахалинской ТПП. Зенина Н.А
Источник: Сахалинская ТПП
01.09.2018 23:02