19 августа (6 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь отмечает один из самых важных христианских праздников – Преображение Господне - описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками (Петром, Иаковом и Иоанном) во время молитвы на горе Фавор.
В народе праздник ещё называют Яблочный Спас. В храмах в этот день проходят особые богослужения. Священники надевают белые облачения, в память о Божественном свете, исходившем от Христа. После службы освящают плоды нового урожая. Из них принято печь пироги, готовить варенье - и угощать окружающих.
Накануне этого великого двунадесятого праздника Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Южно‐Сахалинский и Курильский возглавил Всенощное бдение в Воскресенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора: благочинный центрального округа и ключарь собора иерей Василий Иванов; руководитель епархиального отдела по работе с коренными малочисленными народами Севера и мигрантами игумен Филарет (Пряшников); руководитель епархиальных Богословских курсов иерей Роман Суханов; иерей Юрий Добренко; диакон Виктор Вороватов; иеродиакон Афинодор (Карташов);, а также клирик Белгородской епархии иерей Александр Гинкель.
В сам день праздника Правящий архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский возглавил Божественную литургию в храме Преображения Господня города Холмск, отметившего свой престольный праздник. Владыку Тихона в поездке сопровождали: благочинный центрального округа и ключарь Воскресенского кафедрального собора иерей Василий Иванов, клирик Белгородской епархии иерей Александр Гинкель, штатный диакон собора иеродиакон Афинадор (Карташов), а также иподиакона Его Высокопреосвященства: Василий Рохлин, Максим Сухоруков и воспитанник Белгородской Духовной Семинарии Иван Дутов, проходящий на Сахалине миссионерскую практику. В Холмске Владыку встретили: благочинный Холмского округа и настоятель Преображенского храма города Холмска протоиерей Виктор Крылов и штатный клирик храма Святителя Николая Чудотворца города Холмск иеромонах Сергий (Федотов).
Во время Божественной Литургии, по сугубой ектении, Высокопреосвященнейший Владыка вознес особую молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине.
Перед отпустом литургии состоялся чин освещения винограда, яблок и остальных фруктов нового урожая.
По окончании богослужения Владыка Тихон поздравил прихожан с праздником и обратился с проповедью, разъясняющей евангельское повествование о Преображения Господа, он повествовал об апостолах, которым удалось прикоснуться к Славе Божьей, к ее свету и спасительной силе. Правящий архиерей наставил всех присутствующих - тот свет преображения Христова, с которым мы выходим из храма после причастия, сохранять в своих душах: - «Через тщательное исполнение Христовых заповедей и через принуждение себя к исполнению этих заповедей».
Преображение Господне относится к двунадесятым (к 12 главным) православным праздникам, важнейшим после Пасхи, связанным с событиями из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии.
Праздник установлен в память Преображения Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор, о чем рассказывают три евангелиста — Матфей, Марк и Лука. Все три Евангелия содержат сходные описания Преображения. Как описывают Евангелия, незадолго до своего распятия Иисус Христос, взяв с собой трех учеников — Петра и братьев Заведеевых, Иакова и Иоанна, отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, возвышающейся над холмами Галилеи, Иисус стал молиться. Утомившиеся апостолы уснули, как сказано в Евангелии: "Петр же и бывшие с ним отягчены были сном". Проснувшись, они увидели, что Иисус Христос преобразился: он стоял, окруженный сиянием, лицо его сияло как солнце, одежды сделались белее снега и блистали, как свет. Рядом с ним стояли два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия, которые беседовали с Господом о его близком отшествии.
Далее Евангелие повествует о том, что беседующих осенило светлое облако, из которого раздался голос Божий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте". Видение кончилось. Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: "Встаньте, не бойтесь". Ученики тогда встали и увидели Иисуса уже в обыкновенном виде. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум. Христос повелел никому не рассказывать о том, что они видели, — до тех пор, пока он не воскреснет из мертвых.
Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: "С 900 года его празднуют в Византии как Преображение Спасителя". Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.
Считается, что праздник Преображения напоминает людям о необходимости духовного преображения. Церковь учит, что своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Христос готовил учеников к своей смерти; они должны были увидеть его в славе, чтобы не поколебаться в час испытаний.
На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за его любовь, за дарование щедрого урожая. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии (причащения). Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку.
В русской народной традиции Преображение называется вторым или Яблочным Спасом, поскольку в этот день освящаются яблоки — самый распространенный плод на Руси.
Специально к этому дню яблоки везли целыми возами , и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. Начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной литургии.
В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но ради праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.
Фоторепортаж Всенощного бдения в Воскресенском кафедральном соборе
Фоторепортаж Божественной литургии в Преображенском храме города Холмска