Польский след


Русские на Карафуто Может показаться странным, но жизнь русских на Карафуто отражалась и на страницах... польских религиозных журналов. Со времен Екатерины II в состав Российской империи входила часть Польши. В конце XIX века более полутора тысяч представителей этой территории отбывали наказание на каторжном острове. В посту Александровском, тогдашнем административном центре, находился римско-католический молитвенный дом. Была на Сахалине и своя Варшава. О ней упоминает Антон Чехов: «Сами поселенцы зовут свое селение (Поповские Юрты. Ныне Новоалександровск. – С. Ф.) также Варшавой, так как в нем много католиков». После войны не все поляки покинули ставший японским Южный Сахалин. Вскоре их начали навещать миссионеры с соседнего Хоккайдо. В 1911-м на Карафуто впервые приехали немецкие священники Агнелиус Коварц и Франц Берготт. «Мы пробыли там весь май. Отец Франц занимался японцами (католиками. – С. Ф.), а я поляками. Посетил все семьи. Проводил крещение и выслушал несколько исповедей». В следующем году о. Агнелиус вернулся и задержался на Южном Сахалине... на 20 лет. Он снял жилье у бывшего ссыльного в Тоехаре. С ним в том же доме жил православный священник Николай Кузминский. По словам Коварца, «ни в одни времена не соприкасались друг с другом так близко и мирно византийская и западноевропейская церкви...». Соседи-миссионеры сдружились. «Всего лишь небольшая комнатка отделяла католическую церковь от русской. Это пространство было приспособлено под общую кухню». С началом первой мировой о. Николай уехал в Россию. Православный приход на Карафуто прекратил свое существование... Съехал со съемной квартиры и о. Агнелиус. В центре Тоехары он выкупил дом, устроив в нем небольшую церковь. Кроме единоверцев священник встречался и с оставшимися на острове русскими. Чаще всего общался с бывшим ссыльным И. Федоровским. Коварц считал его одним из образованнейших собеседников. За одно лето старожил Владимировки-Тоехары научил миссионера русскому языку. «Я звал его просто Ипполит, он меня – «отец Адам», говорил, что так короче. Порой мы засиживались до темноты. Сидя плечом к плечу, я слушал историю его жизни, рассказы о минувших днях Сахалина. Воспоминания заставляли страдать Ипполита. Он замолкал, и мы расставались». Коварц мечтал о расширении прихода и строительстве церквей в крупных городах губернаторства. С Хоккайдо ему в помощь прибыли миссионеры. Новые католические храмы открылись в Оодомари (ныне Корсаков) и Маоке (ныне Холмск). В середине 1920-х неутомимый о. Агнелиус организовал в Тоехаре школу для детей из бедных семей и бесплатную гостиницу. За годы, проведенные на острове, он собрал богатейший краеведческий материал. Дневниковые записи легли в основу книги, изданной в Европе («Сахалин – остров одиночества». Бреслау, 1929). В ней автор поведал и об истории жизни своего знакомого И. Федоровского. Это печальный рассказ, как пьянство отнимает у человека все... «Бедный Ипполит! Он безвозвратно опустился...». В начале 1930-х немецких священников сменили польские служители, а католический приход Карафуто волей Папы Римского Пия XI стал самостоятельной миссией. Святые отцы регулярно освещали положение дел на Южном Сахалине. Статьи выходили в журналах «Миссия католическая», «Ежемесячник францисканцев». В «Звонке», издававшемся во Львове, существовал раздел о жизни миссии. Публикации помогали в сборе пожертвований, так необходимых пастырям. Японцы в первые годы не различали по национальному составу бывших подданных Российской империи, для них все они были русскими. В 1918-м Польша обрела независимость. В Токио открылось посольство возродившегося государства. В конце 1920-х – начале 1930-х поляки на Карафуто получили гражданство и национальные паспорта, чем очень гордились. В 1934-м, находясь в Токио и зная, что на Южном Сахалине живут земляки, польский писатель и путешественник Александр Янта-Полчинский решил их навестить. Была зима. Жители японской столицы считали Карафуто зловещим Севером, но это не испугало путешественника. Переправившись через пролив Лаперуза, Янта-Полчинский прибыл в Оодомари, а дальше на поезде – в Тоехару. Затем были поездки в Конуму (ныне Новоалександровск), Симбу (ныне Дачное), Сирауру (ныне Взморье), где писатель встречался с семьями соотечественников. В Тоехаре он общался со служителями католической церкви. Посетив колонию поляков, насчитывавшую более 40 человек, Янта-Полчинский издал книгу с описанием и этого путешествия («Земля – круглая». Варшава, 1936). С. Федорчук.

Газета "Советский Сахалин"

Тематическое фото Антон Балашов, ИА PrimaMedia - SakhalinMedia.Ru Активному участнику назначено наказание в виде 2 лет и 6 месяцев лишения свободы Тематическое фото Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia Двое иностранцев осуждены за создание в Южно-Сахалинске экстремистской организации.
SakhalinMedia.Ru
Акция «Безопасная любовь» - Кожно-венерологический диспансер 28 марта 2024 года для пациентов ГБУЗ «Сахалинский областной кожно-венерологический диспансер» сотрудники кабинета медицинской профилактики я Борисов О.А и заведующая венерологического отделения Юферева Т.В.
Кожно-венерологический диспансер
👩‍⚕Об онкологии — профессионально! - Центральная районная больница В телеграм появился новый канал, рассказывающий о возможностях практической медицины в борьбе против рака, – Будни дневного стационара.
Центральная районная больница
Библиотеки Сахалина объединит единый читательский билет - РИА Сахалин-Курилы О запуске проекта «Единый читательский билет» было объявлено на семинаре-совещании руководителей областных и муниципальных библиотек Сахалинской области, прошедшем 27 марта в Сахалинской областной универсальной научной библиотеке.
РИА Сахалин-Курилы
День научных открытий и путешествий - Охинская ЦБС   В рамках Недели детской книги, которая проходит в дни весенних каникул, в детской библиотеке г. Охи организованы мероприятия во второй тематический день «День научных открытий и путешествий».
Охинская ЦБС