Вечером первых дней Великого Поста православные храмы наполняются звучанием умилительного по своей глубине покаянного канона Андрея Критского, раскрывающего тайну - единственная возможность вернуться в рай и вновь соединиться с Богом — покаяние.
Как подтверждение вышесказанному – статичный припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Этот припев соединяет трогательные по своему содержанию тропари, а их в общей сложности около 250-ти. В них – глубокая скорбь о разлуке с Творцом и тоска по Нему.
Весь канон соединяет события Ветхого завета, начиная с момента грехопадения Адама и Евы, заканчивая земной жизнью Иисуса Христа. Читается он в особо строгие постовые дни – первую седмицу, словно напутствие на весь Пост. В храмах - окутывающий полумрак, в руках - зажженные свечи.
- Ограничение себя в удовольствиях словно скальпель вскрывает наши пороки и страсти, - подчеркивает архиепископ Тихон. - Ограничение в питании приводит к обострению чувств, тогда в соединении с молитвой мы начинаем, языком техники, входить в резонанс с замыслом Божиим. На это настраивают нас покаянные молитвы, и, конечно же, чтение прекрасного канона Андрея Критского.
Большинство выражений канона нам, как правило, непонятно. Мы смущаемся, но выходим из храма совсем другими - наша душа настраивается на покаянный лад.
Помните? В Смутное время ополчение Минина и Пожарского перед военными действиями в Китай–городе и Кремле три дня постилось. Ополченцы ничего не ели. По нашему земному пониманию – это безумие. На самом деле, пост, через воздержание и молитву, давал возможность накопить энергию духовную. Как говорят святые отцы: «Дух творит себе форму».
С каким духом пошли они на этот штурм, мы можем себе только представить. Когда мы молимся, наша душа начинает раскрываться в видении самого себя. Человек, когда духовно не развивается – духовно деградирует, третьего здесь быть не может, а людям трудно это понять и принять. Потому и нужен нам Пост. Ожидает же от нас Господь сердце сокрушенно и смиренно, такое сердце Бог не уничижит.