Островное образование

Новый спецпроект Министерства образования Сахалинской области и редакции газеты «Советский Сахалин».

Его главная задача - рассказать об успешных проектах, реализуемых в системе образования нашего островного региона. О лучших школах, замечательных педагогах и талантливых обучающихся. 

В Южно-Сахалинской кадетской школе нет отсева и второгодников

Южно-сахалинская кадетская школа – единственное учреждение такого рода в островном регионе. Ее выпускники вступают во взрослую жизнь не только с аттестатом о среднем образовании, но и с навыками аварийно-спасательного дела и начальной военной подготовки. Сахалинские кадеты известны своей выучкой далеко за пределами Дальнего Востока. Пятый год подряд в Москве они представляют нашу область на всероссийских слетах кадетских школ и корпусов, а также на военно-патриотических играх, которые проводятся на базе воинских частей. Завоевывают призовые места и дипломы, побеждают в личных зачетах и общекомандных соревнованиях. В портфолио их достижений только столичных дипломов и грамот целая кипа.

Наш корреспондент взяла интервью у директора кадетской школы Е. МОЙСАК.

– Елена Федоровна, почему одиннадцать лет назад вы вдруг решились на радикальные перемены и на базе городской средней школы № 12, которой руководили, создали учреждение военизированного типа?

– Тогда в России стали открывать кадетские классы. С аналогичной просьбой к нам обратились местные казаки, и мы пошли им навстречу при содействии тогда еще  первого заместителя министра образования Н. Мурашовой. А вскоре приняли решение о реорганизации учреждения в кадетскую школу.

 

– Какой вам виделась ее модель, ведь, по сути, вы начинали первыми и с нуля?

– Это сейчас из интернета можно узнать много полезного о чужом опыте, а тогда мы учились на своих ошибках, прежде чем четко поняли, что должны делать, а что нет, какие у нас будут предметы, форма, родительское сообщество… Ориентиром в какой-то степени послужил первый московский кадетский корпус с его коллективом офицеров-воспитателей. Поскольку вторым (после столицы) по развитию кадетского движения значился Красноярск, там прошли курсовую подготовку, посетили три местных кадетских корпуса. Всего в Красноярском крае их десять. Они были открыты по инициативе генерала Александра Лебедя и до сих пор действуют на базе воинских частей и военных училищ. Мы получили представление об организации нового дела.

 

– Как к новации отнеслись родители учеников?

– Благосклонно.

 

– А учителя школ города?

– Многие считали, что мы не тем занимаемся, спрашивали: «Чего ради вы придумали в солдатиков играть?».

 

– Такое отношение обижало?

– Более чем. Как и фраза, которую иногда произносили с укоризной: «А еще кадетская школа!», как будто мы отбирали в нее лучших детей и при этом не оправдали надежд. Хочу заметить: учительский коллектив остался работать в прежнем составе, а набор детей, которые шли к нам первые пять лет,  не выдерживал критики. Школы города с радостью стали направлять к нам своих трудных и плохо обучаемых детей.

Такая практика продолжалась до тех пор, пока мы не доказали: кадетская школа не исправительно-трудовая колония. Правда, до сих пор ощущаем последствия тех наборов. С этим связано и не очень высокое качество знаний у ребят. Понятно почему: мы учим всех, кто к нам пришел, однако отсева у нас нет, как нет и второгодников. За последние шесть лет воспитали трех золотых медалистов. Последние два года у нас появились призеры муниципальной предметной олимпиады. А сколько детей мы отбили у улицы, спасли от постановки на учет, от того, чтобы они не бросили школу. Пусть мы и не превратили их в замечательных людей, но ребята получили среднее образование и шанс найти правильную дорогу в жизни. Сейчас в нашей школе 425 кадетов, и в классах свободных мест нет.

 

– В чем изначально испытывали наибольшие трудности?

– В плане управления. Образно говоря, мы сначала пытались плыть на двух лодках – у нас было и демократическое, и авторитарное управление. Позже пришло осознание, что в военизированной школе правильнее будет сохранить общественное управление (ученический совет), но направить его в русло более жесткого авторитарного управления (сержантского совета). Спасибо педагогическому коллективу, который поддержал, стал опорой: Маргарите Хан, Ларисе Степановой, Ольге Антанайтис и всем, с кем удалось пройти наиболее сложный этап становления.

Были сложности с учебным планом и набором офицеров-воспитателей. Приходили трудоустраиваться и такие люди, которые считали, что в школе можно ничего не делать и получать зарплату. Так что отличный кадровый офицерский состав сформировали путем строгого отбора. Некоторые офицеры пришли не из воинских частей, а из других структур, тем не менее сложился дружный коллектив. Старший офицер работает в школе восемь лет. Это «папа» для всех детей. Первый выпуск кадетов у Сергея Птицына был успешным. Сейчас его новые воспитанники перешли в 7-й класс.

 

– Когда вашим главным партнером стало главное управление МЧС по Сахалинской области?

– В 2006-м. Тогда мы заключили договор о совместном обучении учащихся и не ошиблись. Все десять лет ощущаем поддержку и внимание сотрудников этой структуры, за что особая благодарность заместителю начальника управления Вячеславу Мурнаеву. Такую дисциплину, как ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), у нас изучают с 5-го класса. Учащиеся 10 – 11-х профильных классов обучаются аварийно-спасательному делу по программе «Юный спасатель», утвержденной министром обороны России Сергеем Шойгу. По ее завершении выпускники сдают экзамен территориальной комиссии главного управления МЧС по Сахалинской области. Лучшим из лучших торжественно вручается «Книжка спасателя», с ней молодую смену охотно принимают на работу в профильные структуры министерства по чрезвычайным ситуациям.

 

– Чем кадетская школа отличается от обычной?

– У нас тот же образовательный процесс, но организован он в два этапа. Есть стандартное расписание для первой половины дня и не совсем обычное – для второй его половины, где предусмотрен спецкурс «Начальная военная подготовка». Его читают офицеры-воспитатели Иван Гринчак и Сергей Соболев. Гринчак – выпускник кадетского корпуса и Московского военного института, нам с ним очень повезло. Он переработал старые программы, составил новые. В мае мы обобщили опыт его работы.

Еще одна особенность нашей школы – у нас нет классных руководителей. Их (по образу и подобию московского кадетского корпуса) заместили двенадцать офицеров-воспитателей, в том числе и два наших выпускника – Павел Арефьев и Алексей Конекава. В школе действует ресурсный класс, где со специалистами областного института развития образования проводим открытые мероприятия для педагогов, занятия по физкультуре и ОБЖ. Работу в ресурсном кабинете ведут замечательные учителя Юлия Белошицкая и Татьяна Иванова.

 

– Каким образом юные спасатели приобретают практические навыки?

– Вот уже восемь лет в с. Золоторыбном Анивского района работает школьный полевой лагерь палаточного типа. Летняя смена длится 21 день. Ежегодно 65 учащихся 5 – 10-х классов получают там навыки практической работы. С сотрудниками МЧС они выезжают на полигон на стрельбы. Когда наши парни идут на службу в армию, командиры говорят: им не нужно объяснять «где сено, где солома».

 

– Вашим ребятам к лицу форменная одежда…

– Сначала она была камуфляжной. Но когда школа заключила договор с МЧС, решили, что и форма должна быть соответствующей: повседневная – темно-синего цвета с шевроном «Кадетская школа» и надписью «МЧС России» и парадная для торжественных построений и событий. Приобретали ее в Красноярске.

 

– Елена Федоровна, расскажите, как ребята проявляют себя?

– В прошлом году кадеты впервые участвовали в областных соревнованиях «Казачий сполох», где заняли третье место. Сейчас готовятся к новым стартам. Они регулярно ездят во всероссийский детский центр «Океан» (Владивосток) на смену «Родине служить», где встречаются представители разных кадетских школ и корпусов. Дети соревнуются между собой, руководители проходят через обучающие семинары.

В своей школе устраиваем турниры в День призывника, участвуем в первенстве области по огневой подготовке, в соревнованиях «Безопасное колесо», областном конкурсе туристско-краеведческой направленности «Алый парус». Ребята увлекаются детско-юношеским и пешеходным туризмом. Их первый помощник – учитель физкультуры Анна Арефьева. В этом году наши кадеты побывали в Севастополе на слете постов № 1, что стоят в почетном карауле у Вечного огня. Несомненный плюс: наши дети в поездках увидели многие города России, ощутили масштабы своей Родины, за судьбу которой они скоро будут ответственны.

 

– Безусловно, военизированная школа многому учит, а развивает ли она в детях творческие начала?

– У нас есть духовой оркестр, руководит которым замечательный человек – Владимир Лейник. Около семи лет он обучает детей, не имеющих начального музыкального образования, игре на духовых инструментах. В репертуаре коллектива классические произведения, марши, песни военных лет, детские песенки… Так что у наших мероприятий свое музыкальное сопровождение.

А еще наши кадеты красиво танцуют. С первого по одиннадцатый класс занимаются хореографией под руководством педагога Оксаны Дегтяревой. Когда дети впервые приходят в нашу школу и узнают об уроках танцев, наотрез отказываются ими заниматься. Но мы объясняем: хореография – это, по сути, третий урок физкультуры по школьной программе, и он обязателен. Сейчас у нас танцуют все. Зато с каким радостным предощущением дети готовятся к новогодним кадетским балам! Девочки надевают красивые длинные платья, юноши – парадную форму с иголочки. Когда под звуки духового оркестра они танцуют полонезы, вальсы или мазурки, это так красиво и трогательно! Я всегда в этот день сожалею, что у меня нет бального платья.

 

– Ваш любимый месяц года?

 

– Май. Он как итог учебного года показывает результат нашей коллективной работы и дарит столько положительных эмоций! В День Победы участвуем в параде среди расчетов гарнизона. Около 90 кадетов в одном строю с профессиональными военными – незабываемо. А какие красивые наши мальчики! Забывается все мелкое, наносное, обидное, что было до этого.

А 24 мая уже в течение семи лет мы проводим ритуал «Прощание со знаменем», совмещая традиции выпускников военных училищ и общеобразовательных школ. Провожаем очередной выпуск и принимаем в кадеты новых детей. Когда одиннадцатиклассники строем проходят мимо младших школьников, понимаешь: какие дети уходят! Смотришь на пятиклашек и думаешь, когда же из них такие вырастут! Но проходит пять лет, и все повторяется, и вновь мы восклицаем: «Какие дети!». Могу в течение года на них гневаться, говорить не всегда приятные слова. Но когда я вижу их в строю в черной форме, ладных, с хорошей выправкой, красивых, начинаю думать, быть может, высокопарно: «Все же не зря мы все это затевали».

 

– Каковы в общих чертах пути-дороги ваших выпускников?

– Примерно 20 проц. из них  выбирают военные училища, 15 – 20 проц. поступают в филиал академии МЧС на острове Русском в Приморском крае. Трое окончили академию МЧС в Москве. Многие юноши служат по контракту и получают высшее военное образование. Девушки, окончившие СахГУ по специальности «психология», работают в структурах МЧС. Остальные выпускники выбирают самые различные профессии.

Я люблю свою работу и детей, какими бы они ни были. Радостно, когда, отслужив армию или окончив училище, они первым делом идут в родную школу. Причем чаще всего это те ребята, с которыми мы в свое время хорошо потрудились.

Кадетское движение набирает обороты, пользуется спросом у родителей. Теперь они считают: если их дети будут учиться в такой школе, они станут образованными, красивыми, воспитанными людьми. Большей частью мы оправдываем такие надежды.

 

  – Спасибо за интервью.

 

Л. Степанец.

 

Источник информации: http://sovsakh.ru/v-yuzhno-sahalinskoy-kadetskoy-shkole-net-otseva-i-vtorogodnikov/

 
По теме
В рамках мероприятия «Внимание, каникулы!» в детском саду МБОУ СОШ №3 с. Огоньки прошла образовательная деятельность с использованием ИКТ на тему ПДД: происшествие в сказке «Теремок».
На весенних каникулах в детской библиотеке в рамках Недели детской и юношеской книги прошли интересные мероприятия.
В рамках профилактического мероприятия «Внимание, каникулы!», сотрудники Госавтоинспекции посетили МБОУ ДО ДДТ г. Холмска детский клуб «Островок», где совместно с педагогом провели брейн-ринг по правилам дорожного движения,
Сту­дент­ка СахГУ Анге­ли­на Мар­чук пред­став­ля­ет Саха­лин­скую область на Все­рос­сий­ском вокаль­ном кон­кур­се «Звез­да».
Поронайские автоинспекторы провели профилактическое мероприятие «Внимание, пешеход!» - Поронайский городской округ В рамках профилактического мероприятия «Внимание, каникулы!» и в целях повышения безопасности движения пешеходов сотрудники Госавтоинспекции провели профилактический рейд на оживленной улице в центре города.
Поронайский городской округ
"РЫБАЧИМ ПО НАУКЕ" - СахНИРО 28 марта 2024 года на р. Найба Долинского района сотрудники Сахалинского филиала приняли участие в I этапа Первенства ФГБНУ «ВНИРО» по любительской рыбалке «РЫБАЧИМ ПО НАУКЕ».
СахНИРО
о возможном возникновении ЧС на территории Сахалинской области Прогнозируемые гидрометеорологические явления: По информации ФГБУ «Сахалинское УГМС»:
Городской округ Долинский
Акция «Безопасная любовь» - Кожно-венерологический диспансер 28 марта 2024 года для пациентов ГБУЗ «Сахалинский областной кожно-венерологический диспансер» сотрудники кабинета медицинской профилактики я Борисов О.А и заведующая венерологического отделения Юферева Т.В.
Кожно-венерологический диспансер