Острова людей и кукол

Заметки с фестиваля театров

В Южно-Сахалинске завершился III международный фестиваль театров кукол «На островах чудес». С 2011 года каждые два года областной центр становится магнитом притяжения кукольников России и мира. По форс-мажорным обстоятельствам не смог прибыть Евпаторийский театр на ходулях, а так все, кого хотели и ждали, приехали. Хотя какие все? В игольное ушко фестиваля «проскочили» только 13 спектаклей 10 театров, а это ничтожно мало по сравнению с огромным миром искусства театров кукол. Но молодой островной фестиваль с говорящим именем (как вы яхту назовете, так она и поплывет) только в начале пути. А значит – сколько нам еще предстоит…
Большой театр

Калейдоскоп фестивальной жизни слишком обширен для газеты, но каждый ее миг был неповторим. Если обобщить темы спектаклей, собранных в вечерней программе, то они говорили о человеке на своей земле. В первую очередь – мытищинский театр кукол «Огниво» под руководством Станислава Железкина, который не пропустил ни одного нашего фестиваля. Он сначала отдарился воздушной «Безымянной звездой», затем «Обломовым» с крестьянами и диванами. А в этом году в «Прощании с Матерой» С. Железкин, обратившись к повести Валентина Распутина, говорил о наболевшем. Несмотря на красные флаги и медные самовары, в спектакле считывается современный пейзаж: про беду-власть, бестрепетно рвущую узы человека с землей, с корнями, про беду человека, насильственно отлучаемого от традиций, языка и родных погостов в обмен на комфорт, про цену прогресса, который, случается, катком проходит по судьбам. И только кучка старух во главе с Дарьей (актриса Наталья Котлярова) стоит последним духовным оплотом приговоренной к затоплению деревни Матера. Все материнцы имеют кукольное воплощение – их куклы, по идее художника Дмитрия Бобровича, словно из бревен вытесаны, символизируя крепость предков. Если не физическую, то нравственную – в завещание потомкам.
Независимо от географии и содержания спектаклей, их глубинные идеи оказались в родстве. Этнографический сюжет обязательно затронет тему связи поколений. Когда в афише появился «Шаман» из Калининграда, к любопытству примешалась и мысль – в Тулу со своим самоваром? Но «Шаман» оказался почти своим и в то же время другим. Виталий и Ольга Витковские, некогда сахалинские кукольники, ныне работают в Калининградском театре кукол, так что название созданного ими театра явно не случайно – «Обитаемый остров». «Шаман» – это коктейль легенд и мелодий этносов мира (вне привязки к конкретности), в «одежках» которых вышла на свет притча: человек покупает у злых сил бессмертие в обмен на отшельничество, но в конечном счете расторгает сделку и отдает жизнь ради жизни ребенка.
«Шаман» где-то перекликается с «Фаустом» Олега Жюгжды (Гродненский областной театр кукол). Мистическая легенда об ученом и алхимике Фаусте в режиссуре Жюгжды получила преломление через посредничество И. Гете, дополненное литературным эхом XVI века – от поэта Кристофера Марло, мейстерзингера Ганса Сакса и немецкой народной книги. Проводя Фауста через искушения и испытания, раскрывая его слабости перед лицом соблазна, желание быть первым после бога или равным ему, актеры и куклы дают нам повод поразмышлять о природе человека. Причем в спектакле буквально откликается фраза «частица черта в нас заключена подчас!», потому что Мефистофеля играет женщина – актриса Лариса Микулич. Видимо, это констатация факта, а не комплимент прекрасной половине человечества.
В «Балладе Инвалидной улицы» (режиссер Валентин Зверовщиков) занята почти вся труппа Камчатского театра кукол и всего две куклы. Конечно, можно спорить о степени уместности такого подхода на кукольном фестивале, но вряд ли стоит. Уж очень человеческую историю привезли северяне – динамичную, густо прошитую узнаваемыми мелодиями и острыми репликами, то и дело вызывающими взрывы смеха (а каким иначе может быть сюжет из жизни еврейской деревни, пусть и камчатского розлива?). Одно напоминание об утраченном нами чувстве коллективизма, умении радоваться и болеть за ближнего в этом спектакле стоит дорогого – когда все немалое деревенское сообщество кует личное счастье парочке молодых инвалидов: знакомит, сводит, женит, учит неумех навыкам счастья. Пусть и недолгим будет счастье молодых, ведь потом придет смерть, разлучившая влюбленных, потом война, Бабий Яр, но доминирует все же обаяние каждого момента жизни здесь и сейчас (в том числе и артистов театра кукол на сцене).
Маленький театр
Но все-таки давайте помнить, что театр кукол изначально родился для утехи детей, это во-первых. А во-вторых, если для новаций взрослые спектакли открыты, то режиссеры то ли не знают, что бы такого придумать, то ли боятся детишек, которых на мякине не проведешь, так что Перро и Андерсен еще долго будут возглавлять хит-парад сказок. Но фестивальные спектакли опровергают это мнение.
Участие «Студии Т» Алексея Шашилова, ученика основателей уникального театра «Тень» Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской, позволило снизить традиционную возрастную категорию 3+ чуть ли не до «около ноля» и получило максимум доверия от зрительного зала. Студия не видит препон в том, чтобы говорить на серьезные темы, до которых, как считают другие взрослые, надо дорасти, например, вводить детей в мир опер Моцарта, Глинки и Глюка. Все по-честному: и великая музыка, и либретто, не выходящие за рамки стандартного урочного времени 45 минут, в авторском спектакле А. Шашилова «Признак оперы», где форма только обостряет интерес к содержанию. Услышать и увидеть оперу можно посредством компьютерной графики, театра теней или анимации в технике перекладки, когда руки артиста быстро-быстро собирают из пазлов приключения Орфея и Эвридики.
Но новое можно найти и в старом, например, сказке «Гуси-лебеди», от которой ни один театр не смог «улететь». В Ивановском областном театре кукол незамысловатый в общем-то сюжет превратили в ярмарочного размаха балаган, для чего понадобились только ширма и артистка Вера Павлова, которая виртуозно манипулировала ни много ни мало шестью десятками (!) куколок. И малышня смотрела за приключениями бабы-яги, птичек и непутевых сказочных детей за милую душу, затаив дыхание и отчаянно переживая: от начала до финала «все будет хорошо»?
Другой моноспектакль приехал из болгарского города Бостина. Арт-центр «Про Родопи» привез популярную народную сказку «Сливы за мусор». Сказ про то, как хитрый крестьянин искал работящую жену-чистюлю (кто меньше мусора принесет в обмен на фрукты, на той и женюсь), лихо разыграла в формате «одна за всех» актриса Десислава Минчева – на пустой сцене, в компании с деревянной ослицей Ксенией Анатольевной, которая потом трансформируется в мусоровоз. Как объяснил режиссер Петер Тодоров, в каждой стране по совету местных доброжелателей длинноухому транспорту дают имя в честь какого-нибудь медийного лица, и никаких политических намеков (в США, например, ее звали Бритни). Раскручивая шумную брачную историю, актриса проявила недюжинный темперамент, мастерское владение залом и куклами в ярких болгарских нарядах, которые участвовали в сюжете, сидя на ее руках, ногах и даже – «пятой точке».
Бумажный театр Алана Лекука из французского города Вертюне менее древний, он родился как домашняя утеха задолго до телевизора и продолжает с ним отлично конкурировать. В отличие от малышей, настольный театр Лекука напомнил мамам и бабушкам об их собственном детстве: редкая девочка не вырезала из бумаги кукол и гардероб для нее. Лекук рассказывал сюжет с помощью волшебных картинок, последовательно иллюстрируя злоключения Робинзона Крузо на острове людоедов. Придумайте свой театр, дети, – таков посыл седого мэтра из страны мушкетеров. И можно быть уверенным, что, вернувшись домой, дети так и поступят: кто умел – вспомнит, кто не знал – начнет. Быть «самому себе режиссером и актером» – очень увлекательная игра, искушение которой сахалинские дети получили из рук мастера с полувековым стажем.
Идем дальше
За эти десять дней работники Сахалинского театра кукол, встречавшие в фойе зрителей, сказали «Здравствуйте!» не менее пяти тысяч раз. Столько зрителей, не считая Невельска и Долинска, где также шли просмотры, стали гостями кукольного дома на фестивале «На островах чудес». К каждому из них фестиваль оборачивался разными гранями – то печалью, то радостью, все, как в жизни, делился мыслями о вечном и нужном, на что порой не хватает времени в круговерти будней. Театр ничего не выдумывает, а лишь отражает жизнь общества, заметил худрук Московского театра кукол Борис Голдовский. И ничто, уверена, не пройдет даром. Кажется, это понимает все больше сахалинцев, и оба зала театра ежедневно  переживали аншлаг.
Фестиваль «На островах чудес», созданный в светлую минуту вдохновением худрука Сахалинского театра кукол Антонины Добролюбовой и ее большой команды, сегодня яркое явление в пространстве не только Дальнего Востока, но и России. При поддержке министерства культуры области и сахалинских благотворителей он состоялся весьма быстро. Отбор лучших спектаклей лучших театров кукол стал принципом и гарантией высокого уровня нашего события (например, «Фауст» О. Жюгжды отмечен наградами 15 театральных фестивалей), и при любой погоде гостям фестиваля тепло и светло – это тоже традиция с первых дней. IV международный фестиваль театров кукол «На островах чудес» состоится  в 2017 году.
  И. СИДОРОВА.

 
По теме
В МБОУ СОШ № 2 имени героя Советского Союза Леонида Смирных сотрудники Госавтоинспекции ОМВД России по ГО «Александровск-Сахалинский район» приняли участие в качестве жюри в муниципальном этапе регионального военно-патри
С 15 апреля Историко-культурный центр приглашает на лекцию-презентацию "20 барак", посвящённую Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей.
о возможном возникновении ЧС на территории Сахалинской области Прогнозируемые гидрометеорологические явления: По информации ФГБУ «Сахалинское УГМС»:
Городской округ Долинский
Акция «Безопасная любовь» - Кожно-венерологический диспансер 28 марта 2024 года для пациентов ГБУЗ «Сахалинский областной кожно-венерологический диспансер» сотрудники кабинета медицинской профилактики я Борисов О.А и заведующая венерологического отделения Юферева Т.В.
Кожно-венерологический диспансер