– Повысить качество услуг, которые предоставляют учреждения социальной сферы – образования, здравоохранения, культуры, спорта, соцзащиты, – поручил президент в своих майских указах. На островах независимую оценку впервые провели в 2014 году в качестве эксперимента. Работу доверили общественному совету при областном министерстве образования. Эксперты изучали сайты, сами посещали образовательные заведения, беседовали с коллективами и анкетировали обучающихся. Конечно, не хватало системного видения, но, как потом выяснилось, мы пошли по верному пути.
– Есть определенные критерии для оценки?
– Они появились позже – когда первая проверка уже прошла. Четыре показателя оценки отражает приказ Минобрнауки России. Первый из них – открытость и доступность. Здесь учитывается, насколько полна информация на официальном сайте учебного заведения, как налажена обратная связь. Второй – комфортность условий – то есть оцениваются кабинеты и мастерские, спортзал, столовая, новая литература в библиотеках, доступная среда. По следующему показателю обращают внимание на компетентность, вежливость, доброжелательность сотрудников. А последний критерий раскрывает удовлетворенность учеников и студентов: нравится ли мне здесь учиться и мог бы я рекомендовать этот, к примеру, колледж другим? К слову, оценка происходит по балльной системе.
– Правильно я понимаю: оценивающие эксперты не должны иметь отношения к министерству?
– Конечно. Об этом и говорит формулировка «независимая». Компанию-оператора, который будет проводить оценку, выбирают на конкурсной основе. Это могут быть как государственные, так и некоммерческие учреждения, как сахалинские, так и из других регионов. В 2015 году аукцион выиграла местная организация «Сахоптсервис», в 2016 – «Витадини» из Улан-Удэ.
Во многом результаты получились неожиданными. Оказалось, что не всегда яркое учреждение, в которое вкладываются значительные средства, оказывается на вершине рейтинга. Например, в 2015 году горнозаводский политехнический центр опередил холмский техникум. Но цель не в том, чтобы выставить баллы, а в том, чтобы – выявить проблемы и устранить их.
– Например? Какие вопросы решились после проверки?
– Все подведомственные нам учреждения актуализировали информацию на официальных сайтах. Там думали: в один клик можно получить ответы на все вопросы. На деле оказалось, что посетитель не видит заслуг педагогов, требований к абитуриентам, условий для ребят с ограниченными возможностями здоровья...
Также учебные заведения провели полную ревизию библиотечных фондов. В одном учреждении открылась социально-психологическая служба. Где-то был недоступен спортивный зал. Были претензии в отношении качества питания, оснащения учебных кабинетов, лабораторий, производственных мастерских. По всем пунктам приняли меры. Сахалинцы могут видеть: они не просто заявляют о проблеме, но способствуют ее устранению. Был случай: в учебном заведении оборудовали медицинский кабинет. Экспертам все понравилось: ремонт, новая техника, уютно, чисто, все по полочкам… А когда изучили анкеты студентов, выяснилось, что медпунктом они недовольны больше всего. Начали выяснять, почему: потому что ребята о нем не знают, или не могут попасть на прием, или их не устраивает медицинский работник?.. Лучший опыт по устранению недостатков продемонстрировал Сахалинский техникум сервиса и его директор Денис Раздобреев. После первой проверки 2014 года в учебном заведении провели капитальный ремонт и благоустроили территорию. Оснастили медицинский кабинет и открыли стоматологический. Отремонтировали общежитие, спортивный, танцевальный и тренажерный залы, столовую и пищеблок. Оснастили современным оборудованием учебные аудитории и производственные мастерские. Пополнили библиотечные фонды электронными учебниками. И, по итогам независимой оценки 2016 года, техникум сервиса вышел на первое место.
– А где можно увидеть результаты независимой оценки?
– На сайте bus.gov.ru – это база государственных и муниципальных учреждений всей страны. Любой пользователь Интернета может видеть информацию об организациях социальной сферы. Отдельной страницей на сайте идет независимая оценка. Есть специальная функция, которая позволяет выстроить рейтинг учреждений в регионе. Но самое главное – люди могут высказать свое мнение, оставив отзыв прямо на сайте.
– В нынешнем году проверка уже прошла?
– Планируется начать ее в сентябре – как раз с началом нового учебного года. На этот раз проверку пройдут 11 учреждений образования, культуры, медицины и спорта. Независимая оценка – это большая мотивация. Для амбициозного специалиста его учреждение – это его лицо. Но ведь есть те, кто ходит на работу за зарплатой. Здесь настает черед для мер поощрения и наказания. Есть смысл поддержать того, кто добился высоких результатов и каким-то образом подстегнуть к работе того, у кого баллов меньше. Но, стоит сказать, на Сахалине, в отличие от других регионов, нет явных аутсайдеров. Парадокс в том, что даже у заведений, замыкающих рейтинг, очень высокие баллы.
Директор одного техникума сетовала: «У нас передовое учебное заведение. Прекрасная база, ребята счастливы. Я не знаю, что сделать лучше?..» Подумав, вспомнили, что студенты просили открыть кружок. Вскоре он появился. Это лишний раз говорит: нет предела совершенству.
Наша справка:
В ведении областного министерства образования находятся 12 учреждений профессионального образования, центр внешкольной воспитательной работы, центр психолого-педагогической помощи семье и детям, институт развития образования, а также школа закрытого типа для детей, совершивших правонарушения, в Костромском, две школы-интерната в Поронайске и Долинске.
Источник информации: областная газета «Губернские ведомости» и РИА «Сахалин Курилы».
Источник: Министерство образования
14.06.2017 10:31