В 2017 году в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области и территориальных отделов в муниципальных образованиях поступило 2746 обращений, что ниже на 11% по сравнению с 2016 годом.
8% обращений поступивших в адрес Управления перенаправлено по компетенции из органов прокуратуры, 15% из органов исполнительной власти и местного самоуправления, 1% обращений перенаправлено по компетенции из центрального аппарата Роспотребнадзора, 4% обращений поступило по почте, 58% обращений поступило в форме электронного документа, остальные обращения поданы гражданами в ходе личного приема и через Общественную приемную.
Из всего количества поступивших обращений 66% касались вопросов обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения. По вопросам защиты прав потребителей количество обращений уменьшилось на 11% и составило 29% от общего количества поступивших обращений в 2017 году.
В структуре обращений по вопросам нарушения санитарно - эпидемиологического благополучия населения 40 % обращений затрагивают вопросы эксплуатации общественных помещений, содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме, 16 % - нарушений условий проживания в жилых помещениях, 15% - качества питьевой воды и питьевого водоснабжении населения, 8 % - качества пищевых продуктов и организации питания населения, 8% - содержания территорий городов и сельских поселений, 5% - сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления, 4% - условий воспитания и обучения, 2% - атмосферного воздуха и воздуха жилых помещений, 1 % - условий труда, 1% - планировки и застройки городских и сельских поселений.
В структуре обращений по вопросам нарушений прав потребителей 37% обращений касаются нарушений в сфере розничной торговли, 67% на нарушения при оказании услуг.
Все поступившие обращения были рассмотрены в установленные законодательством сроки. По результатам рассмотрения по 60% обращениям даны разъяснения требований законодательства в пределах установленной компетенции. 45% обращений направлены на рассмотрение по подведомственности в иные органы и организации. Высокий рост перенаправленных обращений происходит за счет обращений, поступающих с сайта roszkh по вопросам содержания многоквартирного жилого дома и нарушения нормативов обеспечения населения коммунальными услугами. 90% поступающих с этого сайта обращений не входят в компетенцию Роспотребнадзора и направляются по компетенции в другие контролирующие органы.
6% обращений стали основанием для проведения внеплановых проверок и административных расследований, в 68% случаях указанные в обращениях факты подтвердились.
Количество обращений, ставшими основанием для проведения проверок снизилось на 91% по сравнению с 2016 годом. Снижение количества проверок по обращениям граждан объясняется изменениями, внесенными в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: с 1 января 2017 года необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем при его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Роспотребнадзор (его территориальный орган) он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».
По фактам нарушений, выявленных в результате рассмотрения обращений составлено 307 протоколов об административных правонарушениях, в защиту прав потребителей подано 7 исков в суд, выдано 9 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
Для консультирования населения и организаций по вопросам, относящимся к деятельности Роспотребнадзора, в Управлении работает «горячая линия».
По телефону «горячей линии» в 2017 году поступило 1682 обращений от граждан и организаций Сахалинской области. 64% поступивших обращений по телефону «горячей линии» касались вопросов защиты прав потребителей: приобретение товаров ненадлежащего качества, нарушение порядка обмена и возврата товаров, предоставление неполной или недостоверной информации о приобретаемом товаре, обмане и грубости продавцов, на несоблюдение условий договора при предоставлении услуг.
25% поступивших обращений по телефону «горячей линии» касались вопросов обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения. Основные вопросы на качество продовольственных товаров, питьевой воды, условий проживания в жилых помещениях и ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме.
На все поступившие вопросы по «горячей линии» специалистами были даны разъяснения, рекомендации и предложения о направлении в адрес Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области письменных заявлений для рассмотрения и принятия мер, оказана помощь в составлении претензии, а также рекомендации по вопросам не входящим в компетенцию службы обратиться по подведомственности в другие контролирующие организации.