Мечта в лучшем варианте. Выставка

 

Иногда три года ждут не только обещанного, но и осуществления мечты. Однако если не сидеть сложа руки, а приближать ее приход, то в конце концов наступает радостный день, когда мечта сбывается, и даже в лучшем варианте. Так случилось с организацией выставки «Послевоенный Сахалин. Культура и образование. 1945 – 1964 годы».

От идеи к воплощению проекта его кураторы – главный научный сотрудник областного художественного музея Ольга Хай и младший научный сотрудник областного государственного исторического архива Юлия Дин – шли непростым путем. Зато им удалось собрать коллекцию интересных документов, фотографий, мемориальных предметов, живописи и графики, чтобы ретроспективно представить историю развития школьного образования – от японских школ до советских, русских и корейских. Визуальный ряд выставки расширили документальные видеоматериалы, предоставленные телекомпанией «Спектр» и отделом тематических программ «Уримал бансон» ГТРК «Сахалин».

Для посетителей выставки ее организаторы приготовили оригинальный буклет в стиле ретро, стилизованный под школьную тетрадку. Художник-оформитель Сергей Ковинько выполнил макет, а составитель Ольга Хай удачно объединила под обложкой тетрадки редкие фотографии, тексты Юлии Дин, искусствоведа Натальи Бржезовской и доцента факультета «Международные медиа и коммуникации» Хоккайдского университета (Япония) Светланы Пайчадзе.

– Мы посвятили выставку не только 70-летию области, – отметила Ольга Хай. – Прежде всего это дань памяти тех людей, которые в тяжелейших условиях, в сжатые сроки смогли сформировать то общество, в котором мы продолжаем жить. Это начальник Гражданского управления Дмитрий Крюков, глава военной администрации генерал Михаил Алимов, заслуженный учитель РСФСР Анна Кудрявцева и многие другие.

Усилиями тысяч переселенцев на вновь обретенных Советским Союзом островах создавалась советская система. Наряду с экономикой развивались культура и искусство, наука и спорт. Отличительной особенностью территории было одновременное существование трех культур – японской, корейской и русской. Выставка посвящена любимому острову, людям, которые его осваивали, остались и остаются здесь жить. Проект объединил архивные документы и фотографии, материалы музейных фондов. Они свидетельствуют, как по мере репатриации японского населения на историческую родину на послевоенном острове увеличивалось количество корейских школ – детей в таких семьях было много, их нужно было учить, приспосабливать к новым условиям.

Первые посетители выставки из числа бывших учащихся корейских школ сохраняют добрую память о той атмосфере, в которой учились. Одна из выпускниц семилетней корейской школы г. Лесогорска Углегорского района вспоминала:

– Чтобы добраться до школы, нам нужно было пройти три километра. В дождь ли, в снег все ходили в резиновых сапогах. Сокращая путь, переходили речку вброд. Мальчики и девочки помогали друг другу. Даже на выпускной вечер девчонки пришли в «модных ботфортах», так мы в шутку называли резиновую обувь.

В школе было печное отопление, и учебный год начинался с заготовки дров. Мы складывали их в пристройке к школе, где хранился и уголь. Вечером приходил сторож, затапливал печь, чтобы утром в классах было тепло. В помещении одновременно учились два класса. Одному учитель давал письменное задание, другому устно объяснял урок.

Корейские школы работали до 1963 года. Потом они сменили вывеску, и их ученики стали учащимися русских школ. Корейских ребят продолжали учить те же учителя, только русский язык и литературу стали преподавать русские педагоги. По словам доктора исторических наук Анатолия Кузина, такое решение принималось на уровне сахалинских органов власти. Так они откликнулись на просьбы многих корейцев о переводе корейских школ на русский язык, поскольку не хватало национальных учебников и штатных преподавателей. К тому же к 1960-м годам 70 проц. корейского населения уже говорило на русском наречии. Но из-за плохого знания иностранного языка корейские дети не могли поступать в высшие учебные заведения Советского Союза.

– Побывав на выставке, я словно окунулась в мир детства, – поделилась впечатлениями выпускница восьмилетней корейской школы п. Сокол Елена Квон. Она вспомнила, как в 1956 году пошла в первый класс в новую школу с централизованным отоплением. Первая учительница оказалась выпускницей педучилища Южно-Сахалинска. Оно тогда готовило учителей начальных классов для корейских школ. Потом из Средней Азии на Сахалин приехали учителя с семьями. Это была интеллигенция, говорившая на ином диалекте корейского языка. Они стали основными учителями, строгими и требовательными. У Елены Квон остались о них только хорошие воспоминания.

Подлинные документы, представленные в экспозиции, касаются и темы вербовки на Сахалин большого количества людей из разных уголков Советского Союза. В послевоенный период на юг острова для работы в рыбной и угольной промышленности прибыла большая группа рабочих из Северной Кореи. Здесь с ними заключали трудовые договоры.

В описи личных дел из архива Невельского моррыбпорта, датированной 1947 – 1959-м годами, обнаружился личный листок по учету кадров выходца из Южной Кореи Ким Су Вона, 1918 года рождения. Хорошо сохранилась и его фотография.

Представлен на выставке подлинник трудового договора, заключенного с выходцем из Северной Кореи, прибывшим на Сахалин с престарелой матерью. Ее имя и фамилия также вписаны в документ. Мужчина до конца выполнил свой сыновний долг – не оставил на родине без помощи своего самого дорогого человека.

Непознанный послевоенный Сахалин манил к себе романтиков – писателей, поэтов, артистов, библиотекарей, художников, журналистов. Своим творчеством они открывали огромной стране далекие острова. Не случайно организаторы выставки целый раздел посвятили деятелям культуры. В конце 1950 – 1960-х годов на зональных, региональных выставках художники знакомили посетителей с Южным Сахалином и с тем, как его обживали переселенцы. Поэтизировали не только роскошную природу, но и прославляли людей труда – рыбаков, шахтеров, строителей.

Борис Шахназаров – один из профессиональных живописцев, в числе первых он приехал на остров в 1946 году. В 1948-м при комбинате «Сахалинуголь» не без его участия возникло товарищество художников артельного характера. Через пару лет он создал студию изобразительного искусства. Заботясь о становлении молодых художников и росте их мастерства, Шахназаров проводил вернисажи, организовывал поездки на зональные выставки в Хабаровск.

В 1952 году на Сахалин приехал скульптор и художник Анатолий Ни, а в конце 1950-х после окончания Тбилисской академии – Гиви Манткава. На выставке представлена одна из первых его работ – «Переселенцы», а также графические портреты писателей, поэтов, журналистов областных газет. Выпускника Ленинградской академии художеств им. Репина Вениамина Риделя, прибывшего в Южно-Сахалинск в конце 1950-х, покорила экзотичная архитектура японских домиков. Он спешил запечатлеть в графике эту уходящую натуру свежим взглядом художника. Его рисунки, безусловно, имеют не только художественную, но и историческую ценность.

Выставка «Послевоенный Сахалин: образование и культура» в областном художественном музее вызвала интерес у посетителей, ведь ее организаторы реализовали свой проект с душой и знанием дела.

Л. Степанец.

 

 
По теме
Проект «Школа молодого специалиста» завершился в Южно-Сахалинске. Это была серия мастер-классов для 70 молодых учителей школ областного центра, сообщает «Объединение молодых учителей».
Неделя профилактики инфекционных заболеваний - Историко-краеведческий музей С 18 марта по 24 марта 2024 года Министерство здравоохранения РФ объявило Неделей профилактики инфекционных заболеваний (в честь Всемирного дня борьбы против туберкулеза (ООН, ВОЗ)).
Историко-краеведческий музей
Внимание! Корь! - Роспотребнадзор Управление Роспотребнадзора по Сахалинской области информирует о регистрации кори на территории области.
Роспотребнадзор
К 10-летию Крымской весны - Невельская ЦБС       Модельная центральная районная библиотека 18 марта приняла активное участие в областной сетевой акции «Крымская весна», инициированной Сахалинской областной универсальной научной библиотекой.
Невельская ЦБС
«ПАТРИОТИЗМ. ВОСПИТАНИЕ. БУДУЩЕЕ.» - Историко-краеведческий музей 14 марта сотрудники Невельского историко-краеведческого музея приняли участие в просмотре очередной лекции видеокурса «Патриотизм.
Историко-краеведческий музей