III Восточный экономический форум завершен. Несколько дней были наполнены множеством событий, которые, безусловно, окажут влияние и на нашу с вами жизнь
Уже в работе
Чтобы не быть голословными, вспомним II Восточный экономический форум. На нем было подписано 17 соглашений, напрямую касающихся нашей области. Общая сумма инвестиционных проектов в сельском хозяйстве, туризме, транспорте, бальнеологии и спорте, торговле, угольной и рыбной отрасли составила порядка 30 млрд рублей. И большая часть из них уже находиться в стадии реализации.
Например, ПАО «Ростелеком» ведет работу по ликвидации в области «цифрового неравенства», в том числе реализуя такой важнейший проект, как прокладка подводной ВОЛС на Южные Курилы.
Трехсторонний (правительство области, Росрыболовство и компания «Курильский универсальный комплекс») меморандум вылился не просто в возрождение рыбокомбината «Островной» на Шикотане, где создается высокотехнологичное безотходное производство с оборотом товарной продукции до 1,5 млрд рублей в год. В августе премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о создании территории опережающего социально-экономического развития «Курилы». Ее первым резидентом и якорным инвестором как раз и будет «Островной».
Аналогичным образом переросло себя соглашение между «Восточной горнорудной компанией» и японской «Соджиц Корпорейшн». Речь идет уже не просто о совместном проекте по развитию разреза «Солнцевский» и инфраструктуры экспорта угля. 1 июля текущего года президент России Владимир Путин подписал изменения в закон «О свободном порте Владивосток», к которому теперь отнесена и территория Углегорского городского округа. Это придаст мощнейший импульс развития всему району.
На слуху и реализация подписанных АО «Корпорация развития Сахалина» соглашений о строительстве селекционно-генетического центра и мясоперерабатывающего завода (АО «Мерси Агро Сахалин»), крупного животноводческого комплекса на 3800 голов дойного стада (ООО «Грин Агро-Сахалин»), а также о приобретении воздушных судов для внутрирегиональных перевозок и строительстве морского вокзала и причала в Корсакове.
Есть и ряд других, может быть, не столь крупных, но от того не менее интересных инвестиционных проектов, таких как, например, бальнеологический комплекс «Хонока Сахалин» в составе ТОР «Горный Воздух», который уже начали строить с участием компании «Марусин Ивадера».
КстатиСахалинский павильона ВЭФ стал одним из двух, который посетил Владимир Путин в первый же день пребывания во Владивостоке. Не смогли пройти мимо и президенты двух других стран – Республики Корея Мун Чжэ Ин и Монголии Халтмаагийн Баттулга
Новые проекты
В этом году в рамках деловой программы III Восточного экономического форума островные предприниматели представили 30 проектов, относящихся к различным отраслям промышленности, сферам туризма и гостиничного бизнеса, образования. Общий объем инвестиций, который потребуется для их реализации, оценивается в сумму 41,6 млрд рублей.
Кстати, правительство Сахалинской области совместно с дальневосточным отделением Фонда «Сколково» провело специальный конкурс инновационных проектов, отобрав для участия в Восточном экономическом форуме 4 наиболее удачных. Островные научно-внедренческие предприятия предлагают инвесторам новое программное обеспечение в нефтегазовой отрасли, технологию рециклинга железобетонных изделий, комплексы автоматических морских систем, производство уникальных для Дальнего Востока беспилотников – первый прототип уже полностью сконструирован и изготовлен на Сахалине.
41,6 млрд рублей – это немалые деньги, но для инвесторов предполагается масса преференций. Они предусмотрены режимом территорий опережающего социально-экономического развития «Южная», «Горный Воздух», «Курилы», свободных портов Корсаковского и Углегорского районов, а также региональных инвестиционных программ. Словом, для бизнеса, в том числе и иностранного, открыто огромное окно возможностей.
И уже в первый день работы ВЭФ АО «Корпорация развития Сахалинской области» подписала четыре соглашения на общую сумму около 5 млрд рублей. Они касаются строительства водно-оздоровительного комплекса в Южно-Сахалинске (ООО «Вектор»); обновления подвижного состава для маршрутов дальнего следования и пригородного сообщения Сахалинской железной дороги (АО «Пассажирская компания «Сахалин»); создания корсаковского рыбно-логистического центра (ООО «Южный терминал») и индустриального парка (ООО «Транс-Норд»).
– Важным, на мой взгляд, представляется то, что практически все инициаторы проектов готовы вкладывать в их реализацию не 10 процентов, как это было ранее, а до половины обеспечить их частными инвестициями, – заявил после церемонии подписания соглашений генеральный директор АО «Корпорация развития Сахалинской области» Андрей Якубич.
И будет мост
Когда первый вице-премьер Игорь Шувалов вновь поднял на форуме тему строительства моста между островами Хоккайдо и Сахалином, это показалось общими словами, поскольку об этом говорят десятилетиями. Однако на следующий день об этом сказал и президент страны Владимир Путин – сначала на пленарной сессии Восточного экономического форума, а потом на двусторонней встрече с премьер-министром Японии Синдзо Абэ.
– Мы планируем построить мост на Сахалин, потом соединить Сахалин и Хоккайдо – это вещи абсолютно планетарного характера, – сказал президент страны. – Чтобы у бизнеса была возможность быстро и дешево доставлять свою продукцию из стран АТР в Европу и назад, в другие регионы, на Дальнем Востоке прокладываются новые транспортные коридоры и наращиваются портовые мощности. Предметно изучаем возможность строительства железнодорожного перехода на остров Сахалин. Вместе с развитием Северного морского пути, модернизацией БАМа и Транссиба, реализацией других проектов все это позволит превратить российский Дальний Восток в один из важнейших логистических узлов мира.
Однако это проект не одного дня и даже года. Предполагается, что его реализация начнется только в следующем десятилетии. Но подготовительные работы для этого ускоряются. В частности, на форуме губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко и глава РЖД Олег Белозеров подписали соглашение о сотрудничестве по «перешивке» островной магистрали на материковый стандарт на период до 2020 года.
Суть в том, что «перешивка» идет без остановки движения поездов, то есть очень низкими темпами, а до конца десятилетия надо сделать 400 километров пути. Поэтому движение поездов все-таки придется приостановить, и стороны намерены совместно сделать так, что бы от этого не пострадали ни пассажиры, ни грузопотоки.
Что же касается моста на Хоккайдо, то Олег Кожемяко предложил пока соединить Сахалин и Хоккайдо безвизовым «туристическим мостом». Такую инициативу он озвучил на встрече с губернатором соседнего острова Такахаси Харуми.
А вообще тема транспорта звучала очень широко. Например, министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что килевые секции двух автомобильно-железнодорожных паромов для переправы Ванино – Холмск уже заложены. Он попросил президента поддержать еще и строительство грузопассажирского судна для связи Командорских островов и Северо-Курильска с материком, а также проект автопассажирского парома для организации регулярного сообщения между дальневосточными портами, включая Сахалин и Курилы.
В сфере авиатранспорта крайне интересным и открывающим новые перспективы выглядит соглашение, подписанное Олегом Кожемяко и главой корпорации «Международный аэропорт Инчхон» Иль-Ёнг Джонгом.
Как отметил на заседании президиума Госсовета Владимир Путин, Дальний Восток должен быть в приоритете государственной политики.
– Наша магистральная задача – повысить привлекательность Дальнего Востока, – заявил президент. – Это значит достойное жилье, качественное здравоохранение, транспортная доступность, современные школы, детские сады и ясли. Словом, нужно создавать условия, чтобы сюда приезжало как можно больше трудолюбивых, талантливых, образованных людей.
Фото пресс-службы правительства Сахалинской области