К декабрю обоснование инвестиций по мостовому переходу Сахалин — материк должно быть готово

Специалисты Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота (Владивосток) к декабрю должны подготовить обоснование инвестиций по мостовому переходу Сахалин — материк. Срок поставлен вице-премьером российского правительства Игорем Шуваловым. Институт является субподрядчиком ОАО "РЖД", которому поставлена задача "обосновать" мост.

Как рассказал корреспонденту ИА Sakh.com заместитель генерального директора по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам ДНИИМФ Евгений Новосельцев, работа ведется не с нуля: за основу обоснования взят аналогичный труд, подготовленный несколько лет назад, когда губернатором Сахалинской области еще был Александр Хорошавин. То есть речь идет об актуализации документа. В прежнем варианте, например, ничего не говорилось о строительстве на Сахалине порта (а может и не одного) и перевозке угля.

По словам Новосельцева, именно вопросам, связанным с будущей транспортировкой угля, ДНИИМФ уделяет особое внимание, чтобы остров, превратившись в перевалочную базу, не повторил судьбу Приморского края, жители которого задыхаются от угольной пыли. Перевалка угля открытым способом ведется прямо напротив здания краевой администрации, на причалах ОАО "Владморрыбпорт". Мельчайшая, въедливая пыль делает жизнь людей, чьи дома расположены на близлежащих улицах, невыносимой. В течение нескольких лет они жалуются в Росприроднадзор. Порт штрафуют. Руководства порта говорит, что принимает все меры для защиты горожан от пыли, но люди не чувствуют улучшений.

Чтобы то же самое не происходило на Сахалине после того, как будут построены мосты Сахалин — материк и Сахалин — Хоккайдо, нужно изначально вести речь о строительстве закрытых терминалов для перевалки угля.

Этот вопрос на недавнем заседании сахалинского экологического совета поднял руководитель "Экологической вахты Сахалина" Дмитрий Лисицын. Он считает, что думать о таких вещах нужно сильно заранее, и сейчас, несмотря на то, что проектирование моста между островом и материком еще не начато, необходимо проговаривать все возможные варианты и оповещать общественность о том, что может произойти.

Просто так мост на Сахалин никто строить не будет, это экономически нецелесообразно. Он должен стать элементом крупной инфраструктурной системы, в которую войдут также мост на Хоккайдо и как минимум один новый порт. Для строительства порта на Сахалине рассматриваются три места: Поронайский район, Корсаковский (Пригородное) и Томаринский (Ильинское).

Итак, какую же картину видят в целом те, кто задумал реализовать грандиозный проект. Мост должен будет соединить потенциальные промышленные районы Восточной Сибири и Якутии, где имеются запасы угля, и создать условия для выхода к морю, чтобы экспортировать этот уголь на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и скорее обеспечить собственную окупаемость.

Железнодорожным транспортом уголь с материка будут доставлять к новому глубоководному порту (или портам), способному принимать океанские суда. Дмитрий Лисицын считает, что при строительстве порта недопустимо проводить дноуглубление, необходимо строить выносные эстакады. И вот при налаженной инфраструктуре для транспортировки угля (а на российских месторождениях Востока России на сегодняшний день имеется около 40 миллионов тонн угля, который готов отправиться на экспорт, но и железная дорога, и порты Приморского края забиты) встает вопрос о способе перевалки и угольной пыли.

— Это очень серьезная проблема. Зимой в заливах Приморского края черный лед. Угольная пыль попадает в море, все прибрежные экосистемы задыхаются от нее. В Невельске примерно то же сейчас происходит. Существующие системы пылеподавления, которые рекламируют угольщики, зимой на Дальнем Востоке не работают. Кроме того, очень сложно заставить угольщиков со стопроцентной ответственностью внедрять эти системы. Именно зимой пыль эта приносит больший вред, — рассказывает Дмитрий Лисицын.

На федеральном уровне, подчеркивает в свою очередь Евгений Новосельцев, серьезность этой проблемы недооценивают. Все потому, что там просто нет таких низких температур, столь суровых погодных условий. Поэтому ДНИИМФ предпринимает все усилия, чтобы в полной мере отразить эту проблему при обосновании инвестиций.

Уголь на Сахалин скорее всего будут возить в открытых вагонах. Но даже если и нет, пока он пройдет через Сибирь, он хорошенько промерзнет, высушится и даст огромные объемы пыли. Без закрытых терминалов в портах, а также везде, где будет проходить хранение и перегрузка твердого топлива, не обойтись. Вагон загоняется в специальный бункер — и до самого грузового трюма весь процесс полностью герметичен. Попадание пыли в воздух исключается.

Такой способ применяют в Китае и даже в Северной Корее, но в России — пока нет. Хотя если подсчитать затраты на системы пылеподавления (заборы, вакуумные насосы, датчики контроля и т. п.), строительство закрытого терминала окажется дешевле.

Уголь, по словам Дмитрия Лисицына, который подробно изучил эту тему, — не единственный груз, который можно будет доставлять на Сахалин с помощью новой транспортной сети. Просчитывается возможность использования одного или нескольких новых портов для реализации нефтегазовых проектов. Скорее всего, для этого больше подойдет порт в Поронайском районе (между Поронайском и Гастелло). Сейчас генеральное снабжение нефтегазовых проектов проводится через холмский порт, что не очень неудобно. Для обеспечения работы нефтегазодобывающих компаний в Охотском море целесообразнее будет использовать именно новый поронайский порт. По этому поводу уже ведется консультирование с представителями нефтяных компаний. Что касается перевозки угля, для этого, вероятно, больше подошел бы порт в Ильинском. Залив Терпения зимой замерзает, хотя можно действовать и с ледокольной проводкой.

— Насколько мне известно, разработчики инвестиционного обоснования склоняются к строительству одновременно двух портов. Причем, порт в Поронайском районе просчитывают для доставки на материк рыбной продукции. Сейчас рыбу, добытую в Охотском море, везут во Владивосток, это длинное транспортное плечо. Если в Поронайском районе построят порт, будет гораздо быстрее и проще. Крупные рыбопромышленные компании скорее всего построят большие терминалы для погрузки рыбы, параллельно появятся морозильные мощности и переработка на месте рыбы, добытой в открытом море, — говорит Дмитрий Лисицын.

Возможно, в рамках следующей очереди реализации масштабного проекта к одному из портов будет привязана нефтепереработка.

— Главное стремление высшего руководства страны — закольцевать железную дорогу на Хоккайдо. По словам представителей ДНИИМФ, на Восточном экономическом форуме Россия и Япония только об этом и говорили, — добавляет Лисицын, еще раз подчеркивая, что сильнее всего экологов волнует проблема угольной пыли. Даже если будут построены закрытые терминалы, нужно добиваться, чтобы и вагоны, перевозящие уголь, тоже были закрытыми.

— Мы описываем и эту проблему в том числе, — говорит Евгений Новосельцев. — И предусматриваем закрытые технологии, которые не позволяют пылить. Но как все будет реализовано, зависит от власти и не в меньшей степени от населения Сахалина, от его готовности отстаивать свою экологическую безопасность. Пока говорить об этом рано, мы только просчитываем все варианты. Над обоснованием инвестиций наш институт работает уже почти два месяца. Это, конечно, очень мало, но мы надеемся, что нам дадут еще время. Хотелось бы погрузиться в эту тему глубже.

После того, как обоснование будет готово, предстоит его приемка и утверждение, а затем — опубликование в СМИ. И вот тогда общественность (экологическая и "простая"), если она будет недовольна предлагающимися решениями, может проявить активность и высказать свое мнение.

ИА Sakh.com
 
По теме
о возможном возникновении ЧС на территории Сахалинской области Прогнозируемые гидрометеорологические явления: По информации ФГБУ «Сахалинское УГМС»:
Городской округ Долинский
Акция «Безопасная любовь» - Кожно-венерологический диспансер 28 марта 2024 года для пациентов ГБУЗ «Сахалинский областной кожно-венерологический диспансер» сотрудники кабинета медицинской профилактики я Борисов О.А и заведующая венерологического отделения Юферева Т.В.
Кожно-венерологический диспансер