И о туризме

Финальная часть интервью министра спорта, туризма и молодежной политики Сергея Буренкова журналисту ИА Sakh.com посвящена двум значимым частям работы ведомства — туризму и молодежной политике. Оба направления сейчас привлекают достаточно много внимания властей: от одного зависит в целом развитие региона и его позиционирование на федеральном уровне, а второе формирует кадровый резерв Сахалинской области.

— Блок молодежной политики у нас получится небольшой. Первый вопрос — сейчас у нас появилась база "Восток", которая является хорошей площадкой для проведения различных форумов, например, "Островов". Планируется ли заводить туда местные мероприятия или даже замахнуться на федеральный уровень?

— С федеральными, сразу скажу, что Росмолодежь и вообще руководство страны определилось, что площадка федерального значения будет все-таки локализована на территории Хабаровского края — это форум "Амур". На Сахалине таких площадок пока не рассматривается. Но при этом вся наша форумная часть, которая планируется, в том числе "Острова", будут реализованы в полном объеме.

Мы здесь не останавливаемся, работаем и как инструмент для локализации всех наших возможностей, конечно, рассматриваем в том числе и "Восток". Но пока база не будет введена полностью в эксплуатацию, в соответствии со всеми нашими нормативными актами, мы не имеем права никаких отношений выстраивать. После этого будем уже переговоры вести о возможности использования территорий, помещений и площадей.

— Часто сахалинцы выезжают на федеральные форумы, например, "Территорию смыслов", которая сейчас проходит на Клязьме. Сколько проектов островитян были не просто представлены, но и получили гранты и были реализованы?

— На моей памяти прошло четыре проекта — один с "Территории смыслов" и три с "Амура". На "Тавриде", к сожалению, не было. На Клязьме девочка у нас выиграла грант на 200 тысяч рублей. У неё проект был на создание некой системы информационно-справочного ресурса, который позволяет людям, желающим заняться бизнесом или включиться в чью-то инициативу, найти себе партнера или инвестора.

Там же должен быть доступ к информационной и законодательным базам, а также есть пошаговая инструкция для открытия своего дела. Над ресурсом она уже работает, но что у неё получается, я пока не видел. На "Амуре" трое наших ребят получили гранты на общую сумму в 400 тысяч рублей. Они сейчас только получают их, поэтому о стадии реализации говорить пока преждевременно, но я уверен, что до конца года мы результаты узнаем.

— Давайте перейдем к туризму. Насколько вам усложнило работу его возвращение в министерство?

— Сказать, что не усложнило, нельзя. Понятно, что любой дополнительный объем работы, с одной стороны, это трудность, а с другой — вызов: смогу или нет. Это не было для меня новым видом работы, потому что ещё в бытность заместителя министра туризм был в нашем ведении. Единственная сложность — это включиться в процесс, потому что за два года он был вне нашего министерства, и надо было понять, что уже свершилось, какие мероприятия выполнены, какие задачи обозначены, какие проблемы появились. Чтобы выстроить цепочку взаимосвязей и погрузиться в вопрос на текущий момент.

— Директор департамента туризма Наталья Пахолкова говорила в интервью моему коллеге, что на туризм выделено 136 миллионов рублей, и 57 миллионов из них "съедает" Монерон. Насколько это оправданные траты и можно ли их окупить за счет туристов?

— Немного уточню: сейчас с учетом последних поправок на туризм у нас заложено 144 миллиона рублей. Что касается Монерона — он является природным парком, и есть федеральные нормативы по его содержанию, по видам работ, которые необходимо там выполнять. Эти расходы в любом случае будут нестись бюджетом. Вне зависимости от того, в чьем ведомстве он находится — у нас или в другом министерстве. Эта сумма все равно бы выделялась.

Задача по сохранению природного парка и его возможностей, в том числе растительного, природного, животного мира, не снималась, и мы обязаны выполнять её. Сначала нужно обеспечить функционирование учреждения и природного парка, вторично — это уже возможность использования его ресурсов и потенциала для привлечения туда туристической составляющей, чтобы люди приезжали, смотрели, платили деньги.

Говорить об окупаемости за счет туристов нереально, потому что сам по себе Монерон невозможен для поездок в формате Турции: завести тысячу человек, походить-посмотреть, поплавать, шашлыки пожарить и уйти. Там есть четкие ограничения по ведению хозяйственной деятельности, по возможности передвижения, по размещению туристов. Емкость его не позволит реализовать проект массового туризма и из-за ограничения по штормовым дням — 250 дней в году он недоступен.

— Ранее стоимость проезда на Монерон стоила пять тысяч рублей, но почему от неё отказались и повысили ценник в три раза?

— Та цена, которая установлена сейчас, это себестоимость — даже без дохода. Это транспортная составляющая, которая исходит из реальных затрат, которые несет оператор по содержанию судна, обеспечению топливом, оплате труда капитана и сборам, которые платятся при швартовке судна у пирса. Единственный внебюджетный доход, который имеется у Монерона, это предоставление дополнительных услуг на территории самого комплекса. Нынешняя цена сформирована исходя из минимально возможных тарифов.

— Можно ли назвать решение о "бюджетном туризме" на Монерон популистским?

— Я бы не сказал, что это было популистское решение. Из практики: вот у вас открылся магазин рядом с домом в соседнем подъезде. Вы можете узнать, что там продается, сходив туда или получив рекламный проспект. В случае с Монероном применяется тот же подход — есть интерес у людей, но он пока не подкреплен реальным пониманием, куда они едут. По картинкам оценить — это одно, а получить за небольшие деньги возможность съездить и потом рассказать своим друзьям — да, это действительно так — совершенно другое. Потом эти люди станут потенциальными клиентами, которые поедут на Монерон — это уже совершенно другой подход.

Это была рекламная кампания, нужно было привлечь людей и показать, что это действительно очень интересно. Как раз сейчас мы наблюдаем, что у нас есть своеобразный фидбэк от людей, которые говорят, что мы хотим посмотреть остров, потому что увидели в социальных сетях у своих друзей, как там всё красиво, уникально и интересно.

— Следующий вопрос касается наших сахалинских туристических компаний. Приведу один пример, который недавно случился на хребте Жданко, куда пошла группа моих товарищей с компанией Х за три тысячи рублей. Во-первых, организация не составила не договор, не выдала чек за услуги (оплата с помощью "Сбербанка онлайна"). Уже на самом объекте произошла опасная ситуация — с людьми шло два гида (начальный и замыкающий) и на обратном пути замыкающий гид оставил трех людей (они фотографировались) и ушел вперед. В итоге туристы встретили сахалинскую гадюку и не знали, как вести себя с ней. Хотелось бы узнать, как-то регулируются законодательно отношения между туристическими компаниями, министерством и людьми?

— У нас есть некое разграничение полномочий, как министерство мы оказываем содействие в развитии туризма. Мы создаем условия для того, чтобы компании, которые занимаются туристическим бизнесом, могли реализовывать свои задачи и привлекать людей. Помогаем им в формировании маршрутов и оказываем иное содействие.

Мы не контролирующий орган и не можем влазить в хозяйственную деятельность, а также указывать, как проводить те или иные мероприятия. Для этого есть Роспотребнадзор, служба защиты прав потребителей, которые выполняют функции надзорного и контрольного органа. Они могут выносить представления для устранения нарушений.

Если говорить про этот конкретный случай, то здесь явно недоработка организатора мероприятия. Главная задача любого туристического оператора — это обеспечение безопасности. Неважно, какой это маршрут: пеший, морской или с полетом на самолете. Безопасность — это основное. Обязательно должно быть подписание договора с распределением прав и обязанностей. Все санкции взаимные, все компенсационные санкции, если, не дай бог, произойдет страховой несчастный случай. Всё это должно быть закреплено перед выходом на маршрут договорным документом. Если этого нет, то турист должен понимать риски, на которые он идет, не подписав никаких документов и не понимая гарантий, которые ему даны оператором. Со стороны оператора, конечно, есть нарушения, потому что он предоставляет услугу, которая не соответствует тем требованиям, предъявляемые законодательством.

— Можно ли создать реестр сахалинских туристических компаний, например, на базе ТИЦа. Чтобы люди могли оставлять отзывы, и было понятно, какие компании доброкачественные, а какие нет?

— Распределять однозначно не можем, потому что это превышение полномочий в рамках антимонопольного законодательства. Мы не можем отдавать преференций одному либо другому субъекту бизнеса. А вот информационное поле, некий ресурс, который стал бы агломератом отзывов... Хорошее предложение и надо попытаться его реализовать. Самому интересно, можно ли это сделать технически.

Мы подходили уже к этой задумке, но она не была реализована. Причина — у нас есть негативный опыт работы с тем же конкурсом, когда мы выбираем лучшего спортсмена месяца, когда начинается накрутка голосов или слив добросовестного исполнителя со стороны конкурентов, когда пишут негативные отзывы. Формат модерации подобных сообщений практически невозможен, потому что непонятно со стороны управляющего ресурсом, насколько объективен тот или иной отзыв.

— Одной из проблемных тем в нашем туризме является то, что большинство объектов находятся не в лучшем состоянии и требуют ремонта. Кому они принадлежат и что с ними можно сделать?

— Это один из проблемных моментов, с которыми я столкнулся, когда туризм вошел повторно в нашу жизнь. Очень серьезный вопрос с тем, как нам обеспечить содержание и восстановление тех памятников, тех точек притяжения на туристических маршрутах, которые являются ключевыми. Ради них люди едут туда.

Маяки, наверное, один из самых главных элементов, который интересует наших туристов. Их много, и есть целые многодневные туры, когда люди путешествуют от маяка к маяку. Сейчас, насколько я знаю, все они находятся либо в федеральной собственности у Министерства обороны, либо это собственность Росморпорта. На региональном уровне никаких средств в их восстановление мы вложить не имеем права.

Но сейчас в наших силах оказать содействие муниципалитетам, туристическим операторам и некоммерческим организациям, которые так или иначе задействованы в этом бизнесе. В части помощи и софинансировании их расходов по обустройству мест турпоказа. Мы не говорим о том, что мы капиталим объект или проводим реконструкцию, а вот сделать благоустройство юридически возможно.

В течение месяца выйдет новая редакция нашей государственной программы по развитию туризма до 2025 года. Мы дополнили её рядом принципиальных изменений, в том числе оказания содействия и помощи перечисленным ранее агентам с тем, чтобы мы целенаправленно обеспечили возможность обустройства мест турпоказа. Это позволит муниципалитетам подвести электроэнергию к точкам остановки, поставить туалеты, дорогу благоустроить.

Туристические компании смогут приобрести нормальный автобус для перевозки людей, обеспечить установку по своим маршрутам указателей, провести повышение квалификации гидов, чтобы они были действительно компетентны. Некоммерческие организации, которые водят людей по пешеходным тропам, получат возможность оплатить расходы по уборке мусора, по очистке от валежника, по санитарной подготовке перед сезоном.

Всё это необходимо делать, но у малого бизнеса в сфере туризма никогда на это не хватает средств. Сейчас это все надо централизовать, и самая главная проблема — очень многие места туристического показа, в которые мы возим туристов, являются своеобразными зонами культурного наследия. Они находятся там или с японского периода, или сделаны при советской власти. Есть традиционные места памяти.

У нас часто приезжают туристы из Южной Кореи к местам памяти погибших. Несмотря на то, что эти объекты являются точками притяжения, они не внесены ни в один из реестров культурного наследия: ни в федеральный, ни в региональный. Соответственно, на эти объекты ни муниципалитет, ни область не имеют права тратить деньги. На бумаге их как бы не существует. Наша задача сейчас — в обязательном порядке вывести реестр этих объектов, определить их реальный статус.

— Параллельно можно как-то работать по передаче маяков в областную или муниципальную собственность?

— Очень сложно, потому что эти объекты носят стратегический характер, даже если они не функционирующие. Поэтому практически ничего нереально сделать. Можно заключить соглашение с департаментом имущественных отношений Минобороны о совместной хозяйственной деятельности. Сейчас мы как раз этим делом занимаемся. Это позволит нам зайти на объекты.

Опять же непонятно, по какой схеме это будет происходит — либо бюджетными деньгами, либо с привлечением частных инвестиций. Но это может нам развязать руки, чтобы юридически что-то можно было сделать: благоустроить или отремонтировать какие-то элементы, которые в ближайшее время окажутся в критическом состоянии. Например, как ворота-тории в Долинском районе. Их надо в срочном порядке реставрировать — через несколько лет они развалятся. Пока деньги на это можно взять только из внебюджета, лишь в качестве спонсорской помощи. Наша задача поставить всё это в нормальное нормативное законодательное русло, чтобы было куда везти людей. Сама процедура туристических поездок должна доставлять только положительные эмоции.

— Можно ли создать какую-то государственную компанию, которая будет или сама осуществлять туры, или будет иметь качественное оборудование для сдачи в аренду частникам?

— Мы не можем подменять функции туристических операторов. Нам нет смысла конкурировать с ними на рынке услуг, продавая какой-то тур, забирая у них потенциальных клиентов. В любом случае бизнес реализует любую услугу адаптированно для её получателя. Они не связаны определенными регламентами, наборами поручений, как подведомственные учреждения.

Что касается ресурсного центра и наличие некого перечня автобусов, оборудования. Тему мы эту поднимали, руководитель ТИЦа приходил с этой инициативой, но в процессе общения пришли к тому, что очень много появляется дополнительных непроизводительных расходов. Содержание, заработная плата водителей, необходимость прохождение медосмотров, нет сетки использования автобуса — есть риск, что они будут просто стоять.

Мы понимаем, что это нужно, но сейчас правильный подход — те, кому это нужно, могут купить автобус и получить субсидирование за его приобретение. Этот инструмент более правильный. Эксплуатировать технику должен тот, кому он нужен, а не тот, у кого она будет храниться на всякий случай.

— Последний вопрос нашего большого интервью. Какой у вас любимый туристический маршрут, который вы готовы посоветовать сахалинцам?

— Тут сложно сказать: несмотря на то, что я коренной сахалинец, реально остров знаю только до Макарова. Дальше лишь частично Ноглики. Мой самый любимый маршрут, который я готов двумя руками рекомендовать любому посетителю, — это мыс Великан. Очень красивое место, и в обязательном порядке нужно посетить его, если на Сахалине в первый раз. Близко, доступно, можно проехать на машине, хоть и не всегда на обычной.

Буквально две недели назад на Лягушке был, ездили на субботник, и не мог не воспользоваться этим шансом подняться на неё. Никаких лестниц там не надо, единственная необходимость — это канаты. Нужно обязательно обеспечить возможность подержаться в случае соскальзывания, так как не каждый человек может подняться, цепляясь за деревья. Действительно место силы, того заряда, который оно дает, минимум на неделю хватает, чувствуешь себя бодро.

ИА Sakh.com
 
По теме
Так, гражданин Д., судимый за преступление, с применением насилия, отбывая наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области в октябре 2023 года, находясь в помещении отряда в ходе конфликта с осужденным,
Группой дознания ОМВД России по Курильскому городскому округу возбуждено уголовное дело в отношении 33-летнего жителя села Рейдово, подозреваемого в незаконном хранении оружия.
В феврале 2024 года прокурор Курильского района обратился с исковым заявлением в Курильский районный суд Сахалинской области в интересах несовершеннолетней П. к гражданину С.
Житель г. Долинска, зная о том, что оборот наркотических средств на территории Российской Федерации запрещен уголовным законом, совершил незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств, в значительном размере.
Федор Филин просит обращаться по данным фактам в полицию Источник: kp.ru Фото: tg-канал Федора Филина Глава Углегорского района Федор Филин в своем telegram-канале сообщил, что от его имени в telegram пишут мошенники.
Сразу два заявления о мошеннических схемах поступили в дежурную часть Поронайска Источник: kp.ru Фото: Pxhere.com Мошенники не смогли обмануть двух жителей Поронайского района и забрать их деньги.
Глава Поронайского района сообщил о массовых рассылках от его имени Источник: kp.ru Фото: tg-канал Антона Карпукова Глава Поронайского района Антон Карпуков сообщил о том,
Тематическое фото Антон Балашов, ИА PrimaMedia - SakhalinMedia.Ru Активному участнику назначено наказание в виде 2 лет и 6 месяцев лишения свободы Тематическое фото Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia Двое иностранцев осуждены за создание в Южно-Сахалинске экстремистской организации.
SakhalinMedia.Ru
Акция «Безопасная любовь» - Кожно-венерологический диспансер 28 марта 2024 года для пациентов ГБУЗ «Сахалинский областной кожно-венерологический диспансер» сотрудники кабинета медицинской профилактики я Борисов О.А и заведующая венерологического отделения Юферева Т.В.
Кожно-венерологический диспансер
👩‍⚕Об онкологии — профессионально! - Центральная районная больница В телеграм появился новый канал, рассказывающий о возможностях практической медицины в борьбе против рака, – Будни дневного стационара.
Центральная районная больница
Библиотеки Сахалина объединит единый читательский билет - РИА Сахалин-Курилы О запуске проекта «Единый читательский билет» было объявлено на семинаре-совещании руководителей областных и муниципальных библиотек Сахалинской области, прошедшем 27 марта в Сахалинской областной универсальной научной библиотеке.
РИА Сахалин-Курилы
День научных открытий и путешествий - Охинская ЦБС   В рамках Недели детской книги, которая проходит в дни весенних каникул, в детской библиотеке г. Охи организованы мероприятия во второй тематический день «День научных открытий и путешествий».
Охинская ЦБС