Главное, чтобы не было стыдно перед мамой, — Евгений Гришковец об универсальной истории

Главное, чтобы не было стыдно перед мамой, — Евгений Гришковец об универсальной истории
Главное, чтобы не было стыдно перед мамой, — Евгений Гришковец об универсальной истории
Главное, чтобы не было стыдно перед мамой, — Евгений Гришковец об универсальной истории
Главное, чтобы не было стыдно перед мамой, — Евгений Гришковец об универсальной истории
Главное, чтобы не было стыдно перед мамой, — Евгений Гришковец об универсальной истории
Главное, чтобы не было стыдно перед мамой, — Евгений Гришковец об универсальной истории
Главное, чтобы не было стыдно перед мамой, — Евгений Гришковец об универсальной истории
Главное, чтобы не было стыдно перед мамой, — Евгений Гришковец об универсальной истории
Фото: static.sakh.com

Мастер-класс известного российского писателя и театрального деятеля Евгения Гришковца "Как рассказать историю" состоялся в рамках международного кинофестиваля "Край света". В ходе полуторачасового общения с гостями киносмотра он рассказал о собственном (небесспорном, признал Гришковец) взгляде на принципе выразительности любого произведения или рассказа: из текста необходимо безжалостно вымарать незначительные, пускай и очень дорогие сердцу детали, избавиться от примет времени, мест, конкретных людей и географических локаций, а также свести к минимуму использование незнакомых широкому кругу читателей или зрителей обстоятельств (экзотики вроде подробностей службы в военно-морском флоте) и выражений (например, филологических терминов или излишних языковых изысков).

Наконец, важным обстоятельством успешности произведения или постановки, замечает Евгений Гришковец, для него остается "мамин фактор" — если творение нестыдно показать самой любящей женщине на Земле, его примут и остальные зрители во всех уголках земного шара.

— Мне много посылают своих рукописей — раньше совсем много, теперь меньше. И люди в эти письмах подробно описывают свои какие-то детские воспоминания, свой детский садик, где он находится, с радостью обнаруживают, что помнят, как звали воспитательницу и как назывался садик, какие деревья росли во дворе, своих одногруппников (и так далее — в течение примерно двух минут перечисляет автор). Я сперва удивлялся, зачем это они присылают, а потом понял, что тот спектакль, который они видят со сцены, вдруг сообщает людям, что он прожили такую же жизнь, что она может быть фактом и предметом искусства. Только они не замечают одну вещь — что в спектакле "Как я съел собаку" нет никаких подробностей.

Отсутствие географических подробностей, имен, паролей и явок позволяет людям "присвоить" произведение, примерить и прочувствовать все его обстоятельства — Гришковец вспомнил, что к нему неоднократно, в разных городах подходили и спрашивали, в каком году он закончил ту или иную школу в этом городе.

— Человек хочет увидеть, услышать, почувствовать, что это произведение посвящено ему, и тогда происходит самое сильное художественное впечатление. В этом случае, я на этом настаиваю, нужно отказываться от самых дорогих и прекрасных фактов — от имен дорогих людей, названия родного города, речки, даже от времени, когда это происходило. Только тогда это может стать той самой историей, которую человек захочет услышать и будет чувствовать, что это ему не чуждо, — присаживается на деревянный кубик Гришковец.

Важным, кроме того, является понимание того, кто является главным героем произведения — эпоха или человек, а также то, насколько вневременным он будет. Выписывание человека своей эпохи при этом может быть как победой, так и поражением: на современников реалии окажут удивительное воздействие (здесь Гришковец просит не путать внешний антураж, в котором действует герой, и описание эпохи, которая сама обуславливает конфликт и характер героев — в пример он приводит фильм "Заложники" , где герои были и остались в советском времени, а сами события едва ли могли произойти в какую-то иную эпоху), а вот людей старше или младше заставят лишь улыбнуться.

Так, например, все в той же "Как я съел собаку" в течение долгого времени символом детского разочарования было ожидание мультиков, которые оказывались нелепой кукольной поделкой — на залы действовало безотказно. Но новое поколение этой боли ожидания мультиков по телевизору не воспринимало. И символом разочарования стал день рождения, на который вместо долгожданного робота или велосипеда подарили книгу и свитер.

— Я рассказал об одном и том же — детском ожидании, нестерпимом, невероятном, в итоге которого он получает то, что не хочет, то, что к нему не относится, — замечает ведущий мастер-класса.

При этом, уверен Гришковец, от своей подлинной истории отказываться нельзя — это неправильно и низко. Но ее необходимо "пересказать" понятным читателю и зрителю языком — во всех странах мира двери автобусов шипят одинаково, у любого общественного транспорта есть свой запах, а унылый зимний поход в школу всегда холоден и унизителен.

И невозможно объяснить жителю Цюриха, что такое -20 на улице (он просто не поймет, для Швейцарии -5 уже мороз) и чем пахнет автобус номер 16, которым Гришковец добирался до школы. Но этого и не нужно: сами факты холода, автобуса, школы абсолютно универсальны и понятны хоть на берегу Томи, хоть на берегу Рейна. Обилие же деталей (вроде цен, марок портвейна или реликтов эпохи — джинсов-варенок, телефонов с кнопками или дисковым набором) убивает повествование и мешает понимаю героев.

— Главное не сбивать человека. Особенно того, кто младше — чтобы он не чувствовал, что у тебя есть опыт другой эпохи, — проводит черту драматург.

Избавиться Гришковец предлагает и от обилия персональных данных — имен, внешних признаков. Чтобы, например, те, кто любит Лену, не отставляли роман в сторону из-за того, что главную "любимую" в книге зовут Тамара, а любители блондинок не плевались от обилия в тексте брюнеток.

— Если собираетесь писать, нужно пользоваться ограниченными возможностями языка. Ваш словарный запас все равно больше, чем то, что надо использовать в произведении, — пытается представить пересечения "языковых сегментов" строителя, врача, философа и инженера-авиатора, — шлифует он образ идеального романа-сопереживания. — Из всего огромного языка остается совершенно небольшой объем возможностей, который можно использовать, чтобы быть услышанным.

Кроме того, Гришковец предлагает отказаться от экзотики (вроде быта аборигенов Африки) или невероятных героев (очень сложно сочувствовать Бэтмену) — в противном случае у читателя или зрителя будут эмоции, но не будет принятия.

И наконец, совершенно четкий критерий — допущение, что это может увидеть или прочитать мама.

— А маму огорчать нельзя, — заключает автор.

ИА Sakh.com

Ещё новости о событии:

В рамках "Края света" состоялся мастер-класс известного российского писателя, театрального режиссера, актера и музыканта (ФОТО) 31 августа, SakhalinMedia.
14:44 31.08.2017 SakhalinMedia.Ru - Южно-Сахалинск
Главное, чтобы не было стыдно перед мамой, — Евгений Гришковец об универсальной истории - Sakhalin.Info
Мастер-класс известного российского писателя и театрального деятеля Евгения Гришковца "Как рассказать историю" состоялся в рамках международного кинофестиваля "Край света".
09:41 31.08.2017 Sakhalin.Info - Южно-Сахалинск
Мастер-класс известного российского писателя и театрального деятеля Евгения Гришковца "Как рассказать историю" состоялся в рамках международного кинофестиваля "Край света".
09:23 31.08.2017 Yuzhno.Sakh.Ru - Южно-Сахалинск
 
По теме
Не дал уснуть ночью Евгений Гришковец своим зрителям, пришедшим на его спектакль "+1" в южно-сахалинский Чехов-центр.
27 марта в стенах отдела ЦБС — библиотеки «Калейдоскоп» было многолюдно. Юные читатели библиотеки и кадетской школы в рамках Недели детской книги приняли участие в литературной игре «Книжная Вселенная».
Сахалинец обвиняется в убийстве, совершенном 18 лет назад - Следственный комитет Вторым отделом по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Сахалинской области завершено расследование уголовного дела по обвинению 49-летнего сахалинца в сов
Следственный комитет
Во дворе магазина в Невельске произошел пожар - News.Astv.Ru В Невельске 28 марта в 18:37 поступило сообщение о возгорании мусорного бака во дворе магазина по улице Советской, 20, сообщает МЧС по Сахалинской области,  Пожарный расчет прибыл через 2 минуты.
News.Astv.Ru
Акция «Безопасная любовь» - Кожно-венерологический диспансер 28 марта 2024 года для пациентов ГБУЗ «Сахалинский областной кожно-венерологический диспансер» сотрудники кабинета медицинской профилактики я Борисов О.А и заведующая венерологического отделения Юферева Т.В.
Кожно-венерологический диспансер
Приоритеты и направления модернизации общедоступной библиотеки - Долинская ЦБС Приоритеты и направления модернизации общедоступной библиотеки 27 марта 2024 года Сахалинская областная универсальная научная библиотека при поддержке министерства культуры и архивного дела Сахалинской области в соотв
Долинская ЦБС
Библиограф рекомендует - Долинская ЦБС Библиограф рекомендует Краеведческий фонд Долинской модельной центральной городской библиотеки им.
Долинская ЦБС