Острая дискуссия развернулась на расширенном заседании думского комитета по экономразвитию при обсуждении вопроса об организации грузовых и пассажирских перевозок во время закрытия на реконструкцию Сахалинской железной дороги.
Как известно, железную дорогу планируется закрыть на три летних месяца в этом году, а также летом 2019 года. За короткий период предстоит выполнить значительный объем работ по переоборудованию островной магистрали на общероссийский стандарт колеи.
В обсуждении актуального для Сахалинской области вопроса участвовали депутаты регионального парламента, представители железнодорожного ведомства, профильных министерств.
- В связи с остановкой железной дороги возникает много рисков, - подчеркнул председатель комитета по экономразвитию Анатолий Кочнев. - В областную Думу поступают обращения граждан, представителей бизнеса, поскольку многие вопросы сегодня не решены. В частности, свою обеспокоенность высказали хлебопеки: из-за отсутствия условий для длительного хранения муки могут возникнуть перебои с производством хлеба. Есть риски и для рыбной отрасли. Запланирована реконструкция 69 наземных объектов, в том числе, мостов через реки. Летом рыба идет на нерест, и строительные работы в это время там не разрешаются.
- Областная Дума работает в тесном контакте с региональным правительством, - продолжил Анатолий Кочнев. - Сегодня пересматривается работа автотранспортных предприятий, планируется открытие дополнительных межмуниципальных маршрутов, в частности, Ноглики-Поронайск, Поронайск – Южно-Сахалинск. Мы обсуждаем открытие дополнительных авиарейсов по направлениям Ноглики – Хабаровск, Ноглики – Южно-Сахалинск. Также пересматривается работа сахалинских морских портов - Холмска, Невельска, Корсакова, Москальво.
Игорь Осипенко заострил проблему доставки топлива муниципальным котельным. Перевозка угля автотранспортом повлечет удорожание, что в конечном счете скажется на стоимости товаров и услуг. Кроме того, по мнению депутата, у сахалинских морских компаний недостаточно судов, а это увеличит время доставки грузов с материка.
О прогнозируемом росте цен на продукты и другие товары высказались министр торговли и продовольствия Инна Павленко и зам.министра сельского хозяйства Тамара Муленкова. В настоящее время 70 проц. продовольствия завозится в наш регион с материка. Инна Павленко подчеркнула, что уже с 15 апреля вступит в силу запрет на поставку грузов железной дорогой в адрес сахалинских получателей. Тамара Муленкова добавила, что местные аграрии предупреждены о ситуации, но семена, удобрения везут на Сахалин железнодорожным транспортом, очень важны и своевременные поставки кормов для животноводческой отрасли.
Александр Шарифулин сказал о рисках для строительной отрасли, которая также во многом завязана на поставках стройматериалов с материка.
В целом, многие выступавшие выказывались о том, что альтернативные железнодорожному виды транспорта приведут к удорожанию этой услуги, и, следовательно, росту себестоимости продукции и росту розничных цен.
Александр Болотников и Юрий Выголов акцентировали внимание на проблемах пассажиров, особенно отдаленных сел. К сожалению, во многих населенных пунктах нет автовокзалов и соответствующей инфраструктуры.
Заместитель начальника сахалинского подразделения Дальневосточной железной дороги Андрей Золотых проинформировал, что сегодня рассматривается вариант неполного закрытия островной магистрали, и использование так называемых "окон" для доставки на Сахалинской железной дороге грузов и пассажиров. Окончательно вопрос будет решен в двадцатых числах марта: на остров прибудет руководство Дальневосточной железной дороги для обсуждения с губернатором, правительством области всех нюансов, связанных с закрытием магистрали.
Заместитель ген.директора АО "ТЭК "Дальтранссервис" (оператора на паромной переправе Ванино — Холмск) Геннадий Котликов подчеркнул, что на линии летом будут работать все три парома. Но им необходимо заранее знать потребности сахалинских грузополучателей, понимать объемы, чтобы выстроить эффективную схему доставки грузов с материка.
В решении комитета по экономразвитию даны рекомендации органам исполнительной власти о принятии совместно с федеральными органами власти превентивных мер по обеспечению доставки пассажиров и грузов в период закрытия железнодорожного сообщения в 2018 году. Рекомендовано железнодорожному ведомству представить в Сахалинскую областную Думу уточненную информацию о планируемых в этом году работах (технические характеристики, сроки их производства, привлеченные трудовые и технические ресурсы), а также проинформировать о сроках закрытия островной магистрали.
Принято решение о создании рабочей группы с участием всех заинтересованных министерств, ведомств и организаций (а также депутатов регионального парламента) с целью разработки дорожной карты по обеспечению доставки грузов и пассажиров в период закрытия железнодорожного сообщения в 2018 году.