16 августа 1991 года самолет Ил-62 совершал регулярный рейс из аэропорта "Домодедово" (Москва) на Сахалин. На борту воздушного судна находились 184 человека — 174 пассажира, среди которых 20 детей, а также 10 членов экипажа. Стандартный по всем параметрам полет неожиданно превратился в экстремальное испытание спустя несколько секунд после взлета — на высоте 6-7 метров от земли экипаж почувствовал внезапный удар, замигало табло о пожаре. На высоте в 120 метров о проблемах доложил диспетчер с земли — у лайнера пылал четвертый двигатель (на Ил-62 устанавливалось 4 турбины, расположенных попарно в кормовой части). Экстренное тушение особых результатов не принесло — двигатель полностью разрушился, запылал соседний, третий.
Экипажу воздушного судна пришлось принимать непростое решение выводить лайнер на "посадочный заход" — с превышением максимальной массы не менее чем на 50 тонн (не было выработано топливо, а его сброс мог привести к пожару), с непонятными перспективами торможения на полосе, с риском взрыва колес и отказавшими тормозами. Но благодаря слаженным и грамотным действиям экипажа катастрофы удалось избежать — многие из пассажиров даже не догадались, какое огненное приключение только что пережили в небе.
Один из героев удивительного спасения — капитан экипажа Ил-62 Анатолий Будник — сегодня отмечает 70-летие. Анатолий Будник, который отдал гражданской авиации несколько десятков лет, успел поработать пилотом, капитаном воздушного судна, руководителем в различных ведомствах под крылом Минтранса и Росавиации, сейчас живет в Хабаровске и руководит советом ветеранов Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.
За мужество, высокое профессиональное мастерство, умелые действия, проявленные в сложной аварийной ситуации во время полета, сохранение жизни 174 пассажирам рейса Москва — Южно-Сахалинск 16 августа 1991 года награжден орденом "За личное мужество", дипломом Международного фонда авиационной безопасности. Заслуженный пилот России, почетный работник транспорта России.
Подробно о спасении самолета в небе над Москвой и выводах, сделанных по итогам того рейса, Анатолий Будник подробно рассказал в интервью ИА Sakh.com в 2011 году — накануне 20-летия огненного рейса.
ИА Sakh.com