Газоны без колес

Инновативные парковки предлагают построить сахалинские депутаты

Больной вопрос

Трудно припомнить тему, которая бы так волновала южносахалинцев, как парковка автомобилей.

– Я давно занимаюсь проблемой благоустройства дворов, и это самый больной вопрос, – подтверждает председатель Сахалинской областной думы Андрей Хапочкин. – Просто до войны, до квадратного метра: одни просят сделать парковочный карман, другие – убрать, третьи – расширить проезд, четвертые – сузить и перегородить бетонными блоками весь двор...

Вот, например, дворы в районе Пуркаева, 51: за немалые деньги был сделан ремонт, а теперь на новых дорожках и на газонах стоят машины. Жители бьют тревогу, но к кому обращаться? Пойдешь в УВД, тебя переадресуют в ГИБДД, и далее по кругу. Идут к депутату.

Вот поэтому в облдуме прошло совещание по стоянкам во дворах, на которое собрались областные руководители, сотрудники департамента городского хозяйства Южно-Сахалинска, управления капитального строительства, департамента архитектуры.

Целью было не просто в очередной раз напомнить исполнительной власти о проблеме, а обсудить конкретный вариант ее решения: открытые автопаркинги, на крышах которых будут размещаться детские и игровые спортивные площадки. По словам Хапочкина, такие проекты уже реализованы в Подмосковье, Калининграде, Симферополе.

– У нас в нескольких дворах жители сами просят построить – в частности, на Пограничной, 24 и 26, на Мира, 197 и 195, – рассказал он. – В таком варианте находится место и для машин, и для детских площадок, возможно вертикальное озеленение.

Старое и новое

Конструктивно задумка выглядит несложной: всю центральную часть двора занимают машины, над ними на железобетонных сваях возводится плоская крыша с ограждением, на крыше размещаются детские площадки, корты, скамейки для отдыха, газоны. Доступ на «второй этаж» обеспечивают лестницы. На первый взгляд, сплошные плюсы: автомобилисты радуются, что почти весь двор отведен под парковку, родители с детьми радуются, что на площади двора можно гулять без машин. И все это с минимальными затратами.

Однако специалисты видят в таком решении немало подводных камней. Так, заместитель председателя правительства Сахалинской области Владимир Сидоренко в качестве положительного примера привел комплекс за гимназией №1, построенный компанией «Сахалин-Инжиниринг». Там тоже практически вся площадь двора использована под двухуровневую парковку, однако здания при этом приподняты, все конструктивные решения заложены изначально.

– При новой комплексной застройке как раз такие подходы даже приветствуются, – отметил Сидоренко. – В Южно-Сахалинске сейчас на землях МЧС архитекторы предлагают похожие решения. Но что касается существующих дворов, то здесь сложно, и здесь мы не «за».

Во-первых, во дворах существует подземная инфраструктура, которая препятствует такому строительству, хотя это вопрос при желании решаемый. А во-вторых, постройка возвышается на уровень второго этажа, и значит, возникает проблема солнечной освещенности, соблюдения санитарных норм.

Бесплатное стоит денег

Сотрудники администрации Южно-Сахалинска обрисовали главные препоны. По санитарным нормам, открытая парковка должна располагаться на расстоянии 10 метров от окон жилых домов. Но это если парковка на 10 машино-мест, а если больше, то уже потребуется 25 – 50 метров. Вряд ли в старых дворах отыщется столько пространства.

Кстати, по градостроительным нормам 2016 года, на одну строящуюся квартиру полагается одно машино-место, для жилья эконом-класса – 0,7 машино-места на квартиру. В существующей застройке обеспечить такой показатель просто невозможно, при этом, по статистике, каждая вторая сахалинская семья имеет два автомобиля.

Детскую площадку на крыше стоянки городские специалисты окрестили «чисто южным вариантом» для городов, где зимой мало снега. Мало того, что конструкция должна выдерживать значительную снеговую нагрузку, но и непонятно, как все это дело зимой чистить, ведь технику наверх не загонишь. А в связи с этим возникает и другой ключевой вопрос: кто будет заниматься содержанием объекта? Кто будет за него платить, если не сами жители? То, что нам по привычке кажется бесплатным, на самом деле стоит немалых денег.

– Почему бы не сделать хотя бы в Дальнем один такой двор в качестве эксперимента? – настаивает Андрей Хапочкин.

– Там нет проблем с парковками, они стоят пустыми, – возражают городские управители.

– Подождите, через пару лет увидите, сколько машин будет в Дальнем, – пообещал депутат.

Вспомнили, что сейчас в Южно-Сахалинске по поручению мэра Сергея Надсадина разрабатывается программа возведения многоуровневых парковок. Под это дело намечено пять или шесть участков. Однако народные избранники, наслушавшись жалоб от жителей города, не верят, что шесть красивых платных парковок с подъемниками спасут ситуацию. По их мнению, все равно девять из десяти человек будут ставить свои авто бесплатно во дворах.

– Пока, я считаю, мы проигрываем дворы машинам, – говорит Хапочкин. – Тратим время на благоустройство, на выходе получается прекрасный проект, а буквально после сдачи машины стоят на детских площадках, на дорожках и газонах, все это ломается, и на баланс сдать никому не можем.

Штрафы и контроль

Да, сдача уличного имущества на баланс – отдельная больная тема. Управляющие компании в основном старательно открещиваются от этой дополнительной нагрузки. Вроде бы, сейчас город разрабатывает механизм, как их к этому привлечь, но пока многие новые площадки во дворах «убиваются» вскоре после возведения.

Есть и нарекания к строителям, на которые городские архитекторы почему-то закрывают глаза. Глава облдумы привел в пример новый комплекс с девятиэтажками на углу улиц Комсомольской и Больничной. Там застройщик сделал подземную платную автостоянку, однако сверху весь двор оставил пустым – ни детских горок, ни спортивных снарядов, только пара качалок. Сейчас депутат совместно с городом ищут деньги на хоть какое-то оборудование для досуга взрослых и детей. При этом из-за парковки нельзя даже забуриться вглубь земли на полметра, чтобы поставить ограждение.

В общем, бизнес не желает добровольно брать на себя часть социальной нагрузки, а власти, выделяющие землю под строительство, никак это не стимулируют.

– Есть только один приемлемый метод – в новых микрорайонах выделять место под многоуровневую парковку, чтобы этим занимался бизнес, чтобы бралась плата, был собственник, – считает депутат областной думы Анатолий Кочнев.

Правда, народный избранник тут же признает, что жители уже слишком привыкли бросать свое движимое имущество на улице, и платить за это деньги не готовы. Да и затраты на возведение стоянок окупают себя только через много лет сдачи мест в аренду, а при нынешней экономической системе предприниматель хочет отбить свои инвестиции максимум за три года. В общем, бизнес невыгодный.

В конце разговора Хапочкин пообещал все-таки проработать тему двухуровневой стоянки в двух городских дворах в качестве пробного проекта – возможно, через создание ТОС и получение грантов на комплексный ремонт.

Кроме того, в июле облдума проведет круглый стол с участием УМВД по вопросам парковки машин в неположенном месте.

– Потому что до сих пор непонятно, кто за что отвечает и почему такая бюрократия, – разводит руками депутат. – В мэрии есть комиссия, куда можно отправить фотографию и данные о нарушении правил парковки. Я отправил – мне приходит письмо из ГИБДД: напишите заявление. А если владелец машины не согласен, потом будете с ним судиться. Какой человек на это пойдет? И люди говорят: да нам проще колесо проколоть или закидать машину яйцами, чем в этом маховике бюрократии участвовать.

По итогам круглого стола народные избранники уже будут прикидывать, можно ли принять какие-то законодательные меры на областном уровне, чтобы улучшить ситуацию. Очевидно только одно: автомобилей у нас гораздо больше, чем город может вместить без ущерба комфорту жителей. А значит, без самых жестких штрафов и контроля порядок навести невозможно.

 
По теме
Андрей Хапочкин: в наших дворах должно быть удобно всем жителям, автомобилистам в том числе - Сахалинская областная Дума Депутаты областной Думы продолжают практику более детального рассмотрения вопросов, прозвучавших в качестве предложений от жителей островного региона.
16.06.2018
 
Выражаем свои соболезнования в связи со смертью Андреева Игоря Васильевича - Единая Россия На 82-м году ушел из жизни Игорь Васильевич Андреев, педагог, ветеран труда, исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Сахалинской области, председатель «Делового дискуссионного клуба-2020»,
20.09.2018
Поправки в ряд законопроектов, призванные обеспечить социальную защиту сахалинцев и курильчан в условиях изменения пенсионного законодательства, 20 сентября рассмотрены на пленарном заседании областной Думы.
20.09.2018
Очень широко распространено мнение, что ходить на выборы — занятие бессмысленное, потому что все решено заранее.
20.09.2018
 
До газификации котельных Тымовского района осталось два года - ТИА Острова В Тымовском районе до 2020 года на газ переведут основные котельные. Об этом на встрече с председателем сахалинского правительства Верой Щербиной рассказал Сергей Лазарев, исполняющий обязанности главы муниципалитета.
20.09.2018
Георгий Карлов: Ситуация в Приморье отражает болевые социально-экономические точки ДВ - CitySakh.Ru Внутриполитические события в крупнейших регионах Дальнего Востока — Приморский и Хабаровский края — отражают болевые социально-экономические точки макрорегиона и психологическое состояние его жителей.
21.09.2018 CitySakh.Ru
Поправки в ряд законопроектов, призванные обеспечить социальную защиту сахалинцев и курильчан в условиях изменения пенсионного законодательства, 20 сентября рассмотрены на пленарном заседании областной Думы.
20.09.2018 РИА Сахалин-Курилы
От вандализма до искусства - CitySakh.Ru Считается, что граффити тесно связано с брейк-данс-культурой и тем бесчисленным количеством стилей, которые произошли от рисунков в Нью-Йоркском в метрополитене.
20.09.2018 CitySakh.Ru
Футбольные выходные - Минспорт Сахалинской области В ближайшие субботу и воскресенье пройдет несколько матчей чемпионата и первенства островного региона по футболу, а также областного турнира ветеранов.
21.09.2018 Минспорт Сахалинской области
В Сахалинской области на 20 процентов снизилось число нарушений в сфере государственных закупок - Правительство Сахалинской области Такая информация прозвучала на заседании координационного совета по обеспечению правопорядка в Сахалинской области под председательством губернатора региона Олега Кожемяко.
21.09.2018 Правительство Сахалинской области