История любви между немой уборщицей секретной лаборатории Элайзой Эспозито (Салли Хокинс) и человеком-амфибией из глубин Амазонки (Даг Джонс) от мастера страшных сказок Гильермо дель Торо. На фоне: 1963 год, холодная война, русские шпионы, огромные «кадиллаки» , злобные федералы и до дрожи чудесная музыка.
Гильермо дель Торо – это такой архетипичный пример современного киногика. Он любит одновременно видеоигры и махровую голливудскую классику, явно смотрит много аниме, при этом являясь настоящим знатоком серьезного европейского кино.
Неудивительно, что у этого подросшего ребенка получаются самые эффектные и взрослые киносказки («Лабиринт Фавна», «Багровый пик»). Вот и «Форма воды»: по содержанию – чуть усложненная версия «Красавицы и Чудовища», пусть красавица здесь безмолвна и моет туалеты, а чудовище, что твой Шрек, не оборачивается прекрасным принцем, а лучится красотой внутренней.
Зато обертка у «Формы…» потрясающая. Весь фильм – вкусный, яркий оммаж золотому веку Голливуда. И героиня здесь вовсе не Женёвская Амели, с которой уже сравнивают персонажа Салли Хокинс критики. Она именно та американская девчушка, блестящими глазами впивающаяся в золотистую Америку пятидесятых-шестидесятых, которую любители старых лент наверняка хорошо знают из фильмов, ну, например, Билли Уайлдера. Местный Ихтиандр – в точности герой классического кино «Тварь из Черной Лагуны». Дель Торо хотел даже сделать картину черно-белой, да продюсеры не разрешили. Пришлось насыщать визуальную часть сырыми зелеными оттенками. Смотрится классно.
Октавия Спенсер, блиставшая в «Прислуге» и «Скрытых фигурах», кажется, вновь хочет отхватить статуэтку за лучшую роль второго плана
При этом современный дух времени никуда не делся. Во-первых смелый мексиканец насытил классическую американскую историю европейским натурализмом. В частности, одиночество здесь – это не только томные вздохи перед залитым дождем окном, но и одинаковые пресные завтраки на одного и дежурная утренняя мастурбация. Во-вторых, тут вновь боль поколения: запрет на сексуальность (лучший друг Эспозито – стареющий одинокий гей, теряющий работу и уважение из-за гомосексуальности), расизм и доминирование цисгендерного мужлана с фаллической формы оружием. Полный набор, в общем: и не разберешь, где здесь реально волнующие Дель Торо темы, а где заигрывание с фестивальным бомондом.
Но если не разбирать картину на составляющие, а воспринимать как целое, можно уйти из кинозала с улыбкой и хорошим настроением. А лучше в обнимку с любимым человеком. Или рыбой, или еще кем: в конце концов, фильм учит, что любовь хороша сама по себе, без всяких уточнений.