Тайны полуострова Шмидта, что на севере Сахалина, давно волновали геологоразведчиков. По прогнозам, недра земли скрывали здесь миллионы тонн нефти.
О возможных запасах писали в свое время такие исследователи, как Н.Н. Тихонович, П.И. Полевой, А.И. Косыгин, Н.А. Абрамов. Геолог Дальневосточного государственного геологического управления Б.М. Штемпель установил наличие нефтяной структуры - Колендинской. Электроразведочные работы в 1954 году под руководством геофизика Г.П. Смирнова подтвердили этот вывод. Но добраться к ней было чрезвычайно трудно, несмотря на то, что границы полуострова отделяют от Охи всего несколько десятков километров. Бездорожье, топи, крутые овраги… И все-таки в конце 50-х нефтеразведчики-буровики вышли и сюда. Первая же скважина, пробуренная в 1961 году буровой бригадой мастера Н.А. Ковешникова, угодила в нефтеносный пласт, о чем известил мощный фонтан…
КстатиПредыдущую публикацию на данную тему вы можете прочитать здесь
Сюжет
Нефть и люди
Люди нашли то, что так долго искали в этой прибрежной полосе острова. Разведчики доказали: Колендо - это нефть, и большая нефть. В 1963 году бригада бурового мастера Тугарина нефтеразведки Береговая приступила к бурению скважины уже на Северном Колендо проектной глубиной 2 500 метров. И тоже нашла нефть. В последующие годы шло целенаправленное освоение месторождения. Первым этапом - с 1962 по 1966 год - скважины сдавались в эксплуатацию и давали нефть, попутный газ. В 1966 году начался второй этап освоения месторождения.
ЗАБРОДОЦКИЙ Николай Титович (1920–1991), с 1959 по 1965 год начальник объединения «Сахалиннефть». До этого работал в тресте «Дальнефтеразведка». Талантливый организатор производства. В его бытность нефтяная отрасль Сахалина покорила новые высоты в бурении и нефтедобыче, внедрении новых технологий. Север острова быстро обустраивался. Позже Николай Титович работал в Ухтинском геологическом управлении, был председателем Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совмине СССР, лауреат Государственной премии.
В мае 1966 года бригада бурового мастера Б.В. Воротникова закончила проводку скважины №104 (Южное Колендо). Ее первоначальная проектная глубина - 2 100 метров. Однако после каротажа рекомендовали продолжать бурение, поскольку на забое были пески. Слаженная работа буровиков позволила достигнуть забоя в 2 266 метров и провести скважину с ускорением в десять дней. 17 мая при ее испытании ударил фонтан. Даже первое знакомство с нефтью новой скважины показало, что она высокого качества, с большим содержанием легких фракций. На проводке скважины отличились Н. Дегтяров, А. Сычев, Н. Холявко, Б. Скоромный.
Бригада коммунистического труда НГДУ «Колендонефть» - А. Сычев, В. Верещаг, В. Савин-Коцюбинский, В. Янкович
И еще несколько скважин сдали в эксплуатацию буровики-первопроходцы, и почти все онифонтанировали. Тогда говорили: Колендо – это два Тунгора и даже больше, ведь только на первоначальном этапе освоения залежей (1962-1966) здесь извлечено около двух миллионов тонн нефти и 243 миллиона кубометров попутного газа.
Обустройство самого молодого и крупного на Сахалине нефтепромысла велось с учетом последних достижений науки и техники. Вся система добычи делалась закрытой. Впоследствии это предприятие очень быстро вышло на первое место в объединении по добыче нефти. На него делалась ставка, поскольку энергия пластов месторождения оценивалась как долгосрочная.
Участники конкурса «Лучший по профессии» среди специалистов-нефтяников
Но не всегда в нефтедобыче все бывает так, как прогнозируется. Время внесло свои коррективы: сила фонтанов нефти на Колендо иссякла гораздо быстрее, чем ожидалось. На ряде скважин уже в 1966 году наблюдалось затишье. Как положено в таких случаях, наступил период внедрения механизированного способа добычи в комплексе с заводнением месторождения. Но и он не давал должного эффекта. В 1967 году колендинцы все-таки нашли способ воздействия на залежи - метод бескомпрессорного газлифта. Он уже показал себя на Тунгорском месторождении. Чтобы не потерять десятки тысяч тонн нефти в ходе строительства системы газлифта, творческая группа в составе начальника нефтегазодобывающего управления С.Л. Полонского, главного геолога управления Г.Н. Белянина, инженера В.В. Мартэна и начальника отдела добычи объединения А.П. Алимова разработала временную систему - устройство, которое не требовало особых затрат времени и денег.
Машинист подъемника бригады ремонта скважин нефтепромысла Колендо В. Сорокин
Под газлифт пустили часть нефтяных скважин. Шлейфы удалось смонтировать из насосно-компрессорных труб. Для герметичности трубы соединяли между собой с помощью эпоксидной смолы. Газлифт пустили в работу в июне, в этом же месяце промысел дополнительно добыл 8 821 тонну нефти.
ИВАНОВ Михаил Александрович (1907–1996). В Охе с 1929 года, работал в подразделениях треста «Сахалиннефть» и в «Дальнефтеразведке», до 1974 года – в тресте «Дальтехснабнефть». Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими знаками отличия. Почетный гражданин города Охи Сахалинской области.
Месторождение Колендо стало и проверкой специалистов объединения на умение правильно и вовремя принимать грамотные технические решения в нефтедобыче. Специалисты эту проверку выдержали. Промысел продолжает работать и сегодня. Жаль только, что прекрасный благоустроенный поселок из нескольких многоэтажек к 2003 году обезлюдел – после нефтегорского землетрясения 1995 года и последующих в 1996 году люди перебрались в Оху. ОАО «НК «Роснефть» — Сахалинморнефтегаз» построило для них новое жилье. Теперь работать на Колендо можно и вахтовым методом: дорогу до нефтепромысла содержат нефтяники, бытовые помещения рабочих выполнены с учетом современных требований. Возможно, у Колендо еще все впереди - через него, видимо, пойдет дорога к месторождению Восточно-Шмидтовского блока, входящего в проект «Сахалин-5».
По итогам выполнения семилетнего плана в 1966 году Указом Президиума Верховного Совета СССР объединение «Сахалиннефть» награждено орденом Трудового Красного Знамени.
***
Зимой 1966 года вписана еще одна страница в летопись славных дел сахалинских нефтяников. Из Хабаровска сообщили: в адрес объединения «Сахалиннефть» поступило большое количество техники - 52 трактора, 9 бульдозеров, 48 автомобилей 157-К и 30 автомобилей ГАЗ-69. Впервые предстояло доставить всю технику необычным образом: из Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре по железной дороге, оттуда своим ходом до Охи.
Нефтедобывающая бригада Н.Г. Подрядчикова (в центре) много лет не сходила с Доски почета треста, а затем объединения «Сахалиннефть». Нефтепромысел Эхаби. 1968 год
Объединение организовало для перегона специальный отряд, в составе которого было 130 человек. Его возглавили заместитель начальника объединения «Сахалиннефть» И.М. Сидоренко и старший инженер по транспорту и снабжению П.И. Чукарев. Пятнадцать дней от Комсомольска-на-Амуре до поселка Лазарев по крутым сопкам со снежными оползнями, по узкой лесной просеке, забитой сугробами, - таков в деталях маршрут этого перегона. 23 февраля первая группа отважных механизаторов въехала на лед пролива Невельского. 14 километров по коварному льду были пройдены успешно. Когда позади остались 750 километров, техника, выстроившись в четкие колонны, вошла в Оху. Жители города тепло встречали участников перегона, мужественных людей, сумевших сберечь трактора и автомашины в этой дороге. Позже путь техники на север острова стал гораздо проще - через паромную переправу Ванино - Холмск, которая вошла в строй в 70-х годах.
САВЧУК Николай Александрович (1930). Всю жизнь проработал в «коммуналке» нефтяного треста. Не очень благодарный участок, уж проблем в Охе всегда было предостаточно. Но Николай Александрович с детских военных лет знал, что такое труд, и умел организовать работу, будучи начальником ремонтно-строительного управления объединения «Сахалиннефть», а затем главным инженером управления коммунального хозяйства Всесоюзного промышленного объединения «Сахалинморнефтегазпром».
В 1967 году начальником объединения «Сахалиннефть» стал Н.П. Зарудний. 42-летний ветеран Великой Отечественной войны, можно сказать, старожил Северного Сахалина, с большой трудовой практикой и жизненной школой. Был шофером, учился в вечерней школе, закончил институт в Грозном, с 1956 года работал мастером в нефтедобыче Сахалина, на разных должностях в газопромысловом управлении, в аппарате объединения… Умение ладить с людьми сочеталось в этом руководителе с требовательностью. Николай Павлович всегда поддерживал инициативу и предложения молодых специалистов, ученых. При его участии реорганизована структура объединения: созданы четыре нефтегазодобывающих управления - «Эхабинефть», «Колендонефть», «Востокнефть» и «Катанглинефть».
Так перетаскивали буровую вышку на новую нефтеразведочную площадь. 1970–1980 годы
Николай Павлович Зарудний внес значительный вклад в развитие нефтяной отрасли острова. В 1981 году он перешел работать в Главное управление по разведке и разработке морских месторождений нефти и газа Министерства нефтяной и газовой промышленности.