Во время ремонта городской канализации привычные для коммунальников земляные работы были приостановлены из-за ценной находки
Путь Дзидзо
Это произошло примерно 17 лет назад. Жительница Корсакова стала случайным свидетелем извлечения из-под земли средних размеров скульптуры азиатского, судя по внешнему виду, божества. Рабочие, ремонтировавшие на окраине портового города старые канализационные сети, с любопытством рассматривали чудом не поврежденное тяжелым ковшом экскаватора и железными лопатами каменное изваяние, когда к ним подошла незнакомка средних лет и предложила продать ей находку.
После непродолжительного торга сделка состоялась, и она, судя по всему, устроила обе стороны. Какие материальные средства в тот момент перекочевали из рук покупателя в руки продавца, доподлинно установить не удалось. Да это и неважно. Долгое время о находке никто не распространялся и не вспоминал, пока скульптура не оказалась в местном краеведческом музее.
Та самая женщина, которая полтора десятка лет назад выкупила находку у рабочих, теперь решила подарить ее местным хранителям истории. Ее имя и фамилию сотрудники культурного учреждения не озвучивают. Единственное, что удалось выяснить у музейных работников, женщина по-прежнему проживает в Корсакове, получила недавно новую квартиру по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. Возможно, решение расстаться со статуей она приняла, чтобы не загромождать новую квартиру старыми вещами и предметами.
– Уже два года эта статуя находится в нашем музее, и мы выяснили, что это не что иное, как изваяние буддийского божества Дзидзо, – рассказала хранитель Корсаковского историко-краеведческого музея Ирина Григорьевна Шекера. – С идентификацией нам помогли туристы из Страны восходящего солнца, которые частенько посещают музей в составе организованных групп. Они подсказали, что такие статуи служат оберегами для путников и обычно устанавливаются на перекрестках дорог, либо хранятся на домашнем алтаре японской семьи.
Высота скульптуры приблизительно 40 см, ширина – 21-22 см, а весит она более 10 кг. Из какого камня сделана фигурка, пока не выяснено. Но это природный материал серого цвета с пористой структурой, что усложнило его очистку. Интересная деталь – в нижней части каменной фигуры выбиты шесть иероглифов. Как удалось выяснить сотрудникам музея, надпись «Китенэ Киторо», скорее всего, имя мастера или заказчика (спонсора).
Вопрос, кто этот человек, и для чего каменный Дзидзо был установлен во дворе старого здания второй школы (позднее вечерней), пока остается без ответа. Будем надеяться, что впереди нас ждут новые интересные открытия в области изучения духовной жизни портового города в разные исторические периоды его развития.
Любимец верующих
Согласно множеству открытых источников, Дзидзо у японцев считается одним из любимых и почитаемых божеств буддийской религии. Его каменные фигурки в Стране восходящего солнца можно встретить повсюду, но особенно часто – вдоль дорог и на кладбищах.
В японском фольклоре статуям буддийских божеств отводилась особая роль. В сознании людей они наделялись магической силой. Считается, что Дзидзо приходит на помощь, когда, казалось бы, надеяться уже не на что. Об этих невероятных способностях Дзидзо в народе слагались целые легенды и предания, отсюда и высокая популярность этого божества среди жителей Страны восходящего солнца.
Со временем Дзидзо стали называть «Богом маленьких детей». Среди японцев укрепилась вера, что Дзидзо спасает детские души в аду, особенно тех, кто родился мертвым или из-за аборта не успел увидеть свет. Может, это покажется странным, но, согласно японским поверьям, души детей, умерших еще до рождения, направляются в ад за то, что они причинили страдания своим родителям.
Религиозная аналогия
В традиционной японской синтоистской религии тоже есть божество, фигуру которого устанавливали на перекрестках дорог. Его имя Сарутахико – хранитель дорог, дух перекрестков и преодоления препятствий. Причем, не только реальных, но и мифических, например, небесных. Внешность Сарутахико японцы описывают так: «гигантского роста, с огромными глазами, а рот испускает свет. Он изображается как человек с большой бородой, румяным лицом и длинным носом, в руке у него всегда копье». Это божество считается символом силы и руководства, именно поэтому он является еще и покровителем боевых искусств, таких как айкидо. Конечно, визуально ничего общего у Сарутахико с найденной в окрестностях Корсакова статуей Дзидзо нет. Тем не менее, их миссия и предназначение чем-то схожи.
Во времена Карафуто в крупнейших населенных пунктах южной части Сахалина японцы в обязательном порядке воздвигали синтоистские и буддистские храмы, остовы которых до сих пор можно встретить в Макарове, Томари, Углегорске, Взморье, Стародубском и других населенных пунктах. Тем не менее, об аналогичных с корсаковским Дзидзо находках ничего неизвестно. Пока эту скульптуру можно считать единственной в своем роде на Сахалине, выставленной на всеобщее обозрение. Хотя не будет удивительным, если при очередном ремонте канализации или водопроводных сетей в каком-нибудь населенном пункте острова ковш экскаватора извлечет из-под земли еще одно каменное изваяние. Известно, что перед репатриацией японские семьи закапывали ценные домашние вещи в землю «до лучших времен». Возможно, и представшая перед нами ритуальная скульптура когда-то находилась на домашнем алтаре и была спрятана как ценность, которую невозможно было забрать с собой, но и просто бросить тоже было нельзя.
Фото предоставлено Корсаковским историко-краеведческим музеем