Новости города БезФормата.Ru
Южно-Сахалинск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина

Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Елена Ялина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
В некоторых классах по одному ученику - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Директор с педагогом-психологом - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Учебная кухня - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Ирина Куканова - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Розалия Кузнецова - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Мария Пашкевич - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Элеонора Машенина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Для трудных подростков и детей мира: необычные школы Сахалина - Sakhalin.Info
Фото: static.sakh.com

Школа — учреждение знакомое для подавляющего большинства россиян (если вообще не для всех). Есть гимназии, есть лицеи, есть обычные СОШ, но в целом везде правила игры одинаковы: ты должен учиться хорошо, иначе получишь двойку, родители будут ругать, а работать потом придется за гроши и в каких-нибудь нечеловеческих условиях. Но кроме обычных и привычных "храмов среднего образования" есть и те, где все происходит несколько иначе. Кореспонденты ИА Sakh.com побывали в двух необычных сахалинских школах — закрытом интернате для трудных подростков и инновационной школе, которая занимается социализацией детей, прибывших из стран СНГ.

История первая. Школа закрытого типа

Единственная на островах школа для девиантных подростков спряталась в 130 километрах от Южно-Сахалинска, в центре холмского Костромского. В селе потеряться сложно — одна дорога, один магазин "Уют", а за ним поворот направо, "подпирающий" угол протяженного бетонного забора, за которым спрятались учебные корпуса и мастерские школы.

Обращаю внимание на зарешеченное окно проходной. Директор Елена Ялина мягко улыбается и объясняет: "Единственная наша решетка. Это чтобы мальчики мячом стекло не разбивали. Столько раз уже попадали". Домик проходной "посажен" прямо напротив старенького поля и ворот, выглядывающих из-за деревянного ограждения.

Раньше здесь была спецшкола для трудновоспитуемых детей, до этого — интернат для умственно отсталых, а теперь вот учат подростков с девиантным (общественно опасным) поведением со всего Сахалина.

На счет этой тяжеловесной для восприятия формулировки (девиантное поведение в довесок к общественно опасному) Елена Николаевна пыталась протестовать на встрече в минобре. "Да это клеймо в аттестатах у ребят!" — объясняет директор. — Никакие они не опасные, сами увидите. Просто не всем повезло". Но с федеральным распоряжением образовательного ведомства спорить из-за маленького сахалинского села сложно. Хотя и очень хочется.

— У нас не тюрьма, у нас всё-таки школа. Да, есть определенный режим и расписание, но мы не сотрудники УФСИН, а учителя. А ребята не преступники, а прежде всего дети, — подчеркивает Елена Николаевна.

Елена Ялина

И все-таки направляют сюда исключительно по решению суда и только мальчиков. Девочки тоже хулиганят и нарушают закон, но для них такого места на острове нет.

"Процедура такая, — объясняет Елена Николаевна. — Суд выносит постановление, ребенка отправляют в центр временной изоляции на Украинской, и потом нам его привозят сюда или мы сами едем в Южно-Сахалинск его забираем".

Сейчас в школе-интернате учатся 17 подростков. Самый старший через год станет совершеннолетним, самому младшему, который поступил в школу всего месяц назад, — 12 лет.

На мой вопрос: "Как ты сюда попал?" — Владик, немного смущаясь, но достаточно твердо отвечает: "Воровал". В послужном списке невысокого мальчика — вскрытые магазины, контейнеры, гаражи, присвоенные инструменты и угнанные мопеды. Владика тянет к технике. Владик мечтает стать автомехаником, и, кажется, у него это получится. В этом Елена Николаевна не сомневается — Влад под ее присмотром будет учиться лучшему еще три года. Достаточное для переосмысления время.

Влад немногословен, но при этом общителен. Как и любой 12-летний, любит играть в плейстейшн (вскользь упоминает пару игр), неравнодушен к физ-ре и трудам, интересуется историей. Все остальное за Владика говорит Елена Николаевна: "Он очень начитанный парень, на уроках это видно, добавляет какие-то моменты, говорит: а вот это я там читал, а это еще где-то".

Елена Ялина работает в школе два десятилетия — пришла воспитателем, потом стала учителем, перешла в завучи и вот уже десять лет занимает должность директора.

— Вообще я из Барнаула. Закончила там политехнический институт и попала с мужем по распределению на Сахалин, в совхоз Костромской, который развалился в 1996 году. Работы не было. В школе тогда была директор Роза Георгиевна Завьялова, она мне и сказала: "Иди воспитателем к нам, попробуй поработать. У тебя свои дети хорошие". Тогда же не требовалось специального образования, педагогическое я позже получила. Пришла, да так и осталась, — рассказывает Елена Николаевна.

Иду с Еленой Николаевной по школе, которая то ли уютом (тапочки при входе, цветы на подоконниках, повсюду картины, нарисованные детской рукой, шестиразовое питание), то ли особой архитектурой корпусов в хорошем смысле напоминает старый детский сад. Замечаю, что в классах стеклянные двери. Еще одна особенность "режимного" объекта. Это и вправду очень удобно — заглянул через окошко, проверил, что все на месте, и пошел по директорским делам. На втором спальном этаже дверные проемы в комнатах и вовсе пустые — дань девиантности в названии школы.

На переменах ребята стекаются в комнату отдыха — посмотреть телевизор, а после уроков поиграть в приставку. Тут же стоит стеллаж, где каждому отведена своя полка. Здесь аккумулируется главное подростковое богатство — "иконостас" из портретов любимых футболистов, фотографии с любимыми друзьями, ракетки от пинг-понга, тетрадки и любимые книги.

В некоторых классах по одному ученику Директор с педагогом-психологом

Елена Николаевна между делом отдает распоряжения коллегам ("Подготовь мне, пожалуйста, к понедельнику постановление суда на Иванова"), одергивает редких учеников ("Какой у тебя урок?"), по-хозяйски подмечает мелочи ("Вы тут не обращайте внимание, здание старое, 60-х годов, ступеньки поскалывались").

— Когда я начинала работать, здесь были ребята за весомые преступления — убийство по неосторожности, например. Взял папино ружье показать другу, как стрелять, и случайно нажал на курок. Один мальчик был тоже за серьезное, но он уже выпустился и даже училище закончил, — рассказывает Елена Николаевна, — А теперь попадают дети, которые украли телефон или угнали велик или мопед, за мелкие хулиганство в основном направляют.

Сроки исправления у всех разные — у кого три года, у кого пять. Но из школы-интерната могут выпустить и досрочно. Правда, для этого надо постараться: проявить себя в учебе, спорте и общественной жизни. А можно попытаться стать "Учеником года" — в интернате есть свое состязание, с помощью которого мальчики копят баллы за достижения и становятся ближе к возможности покинуть школу раньше времени. За год некоторые набирают по тысяче баллов и больше.

— Баллы начисляют за все: за поведение, за хорошую учебу, за участие в соревнованиях. Это для ребят стимул: кто больше баллов наберет за учебный год, тот становится "Учеником года". Его кандидатуру мы рассматриваем на внутреннем совещании в школе, решаем, достоин он выйти раньше или нет, — рассказывает Елена Николаевна. — Но система сложнее. Сами мы такие решения не принимаем. И выпускаем досрочно и принимаем детей мы по решению суда. После обсуждения на внутреннем педсовете мы ходатайствуем перед комиссией по делам несовершеннолетних, они совещаются и ходатайствуют перед судом, суд назначает заседание, мы на него с ребенком приезжаем и судья выносит решение, выпустить или нет.

В год досрочно выпускают одного ученика. Уменьшить срок пребывания в интернате можно максимум на полгода. Часто бывают и такие, кто уходить из закрытой школы не хочет — слишком уж здесь хорошо в отличие от "дома", где некоторые подростки ничего кроме пьющих и неработающих родителей не видели. Для многих отметить день рождение с тортом и подарками, услышать поздравление — чудо, которое в школе происходит с ними впервые. Но оставлять учеников после наступления 18 лет в интернате не имеют права.

— Многие детства были лишены. А здесь они все это до получают. Воспитатели для многих — вместо матерей, дома мальчики ласки не видели. Неважно, что он машины угонял, детство ребенок должен пережить. У нас есть ребята, которые в 13 лет в машинки играли, хотя, казалось бы, должны оставить это позади. Но если детство было скомканным, они здесь все добирают, это естественно, природой заложено, — рассуждает Елена Николаевна.

Впрочем, в школе ребят от родителей не отгораживают. Даже наоборот — пытаются их объединить: зовут на праздники, устраивают семейные конкурсы, включают в жизнь школы. Елена Николаевна следует принципу: "Какие бы ни были родители, они все-таки родители". В интернате даже есть комната, где папы и мамы, которые чаще всего едут издалека, могут остаться на пару дней и провести их вместе с ребенком.

Инкубатор по генерации успеха

В школе работает 8 учителей-предметников, которым помогает 17 педагогов (среди них соцработники и психологи). "Штат полный, мы хорошо укомплектованы", — замечает Елена Николаевна. Занятия и подход в интернате практически индивидуальный — 17 воспитанников распределены по шести классам. В пятом и шестом — по 1 ученику, в седьмом — 2, в восьмом — 3, в девятом и десятом по 5. "У многих ребят, объясняет Елена Николаевна, — задержка психического развития, многие в прошлой жизни прогуливали школу, просто бродяжничали, им было не до учебы". Поэтому в интернате ребятам приходится усиленно догонять, наверстывая упущенное время. Особых прорывов в учебе нет, но школьную программу благодаря терпению педсостава мальчишки закрывают. Выходят с вполне приличными аттестатами и знаниями, а главное — целью учиться дальше.

Учебная кухня

16-летний Данил Минаев, который попал в костромскую школу из Южно-Сахалинска (в прошлом подростка — семейная история: в конфликте с отчимом он случайно ударил мать), довольно амбициозен. Интернат не изменил планов хорошиста Данила — парень хочет поступать в институт. Говорит, что училище — это не его уровень. Правда, со специальностью еще не определился. В сфере его интересов — экономика, медицина, юриспруденция, менеджмент и компьютеры.

— В идеале я хотел бы учиться за границей, поэтому делаю ставку на изучение английского языка. Но если не потяну — то попробую поступить в ДВФУ, — объясняет Данил. — Я тут оценки подтянул прилично. Тройки теперь вообще редкость. Наша школа считается обычной средней, поэтому у меня будут такие же шансы и знания при поступлении в вуз, как и всех выпускников Сахалина. Пацаны отсюда поступают.

Но в основном, говорит Елена Николаевна, выпускники из школы поступают в сузы. В интернате ребят учат работать руками — добавляют допчасы по технологии. На трудах подростки пилят, стругают и рубят. Из-под их рук выходят табуретки, столики и другие чудо-предметы столярного творчества. А на день села, которое Костромское справляет осенью, ребята сварили Р2Д2 — металлическую урну в виде героя "Звездных войн".

Еще один важный педагогический подход, который открыли в интернате, — исправление мальчишек через спорт. Кроме обычных уроков физкультуры, есть еще факультативные занятия по баскетболу, волейболу, футболу и хоккею. "Развиваем их в физическом плане. Они у нас здесь поправляют здоровье. Приходят с букетом заболеваний, они ж бродяжничают, каждый второй с гастритом, — объясняет Елена Николаевна. — Я уже не говорю про визиты к стоматологу, ежедневно почти водим".

Спорт и выезды на соревнования, объясняет Елена Николаевна, позволяет создавать для ребят ситуацию успеха. Это одна из главных задач школы — запрограммировать ребят на удачу.

— На олимпиады по общеобразовательным предметам мы их не возим. Ну как они будут себя чувствовать? Они только-только учиться нормально начали. Спорт — это другое дело, у нас очень много наград и медалей, наши ребята всегда среди первых. Через спорт мы для них формируем ситуацию успеха. Это очень хорошо влияет на самооценку и закладывает фундамент для достойного будущего, — рассказывает Елена Николаевна.

Глубже остальных в ситуацию успеха занырнул Данила Кассов. Парень в прошлом году стал лучшим спортсменом года по версии школы. Десятиклассник не сдает позиции и уверенно держит планку (в прямом смысле тоже). После уроков он бодро скачет на костылях (спортивная травма) к турнику и показывает там настоящий акробатический цирк. Его смелый "побег" к площадке хорошо виден через директорское окно.

Отставив медицинские снаряды в сторону, одним прыжком Данил "приклеивается" руками к перекладине и крутит, не снимая сланцев с ног, "солнышко" — делает полный оборот телом вокруг турника, прокручиваясь по инерции десяток раз.

— Ну что же ты делаешь Данил! Ну-ка слезай! Сейчас же! Тебе мало растяжения? А то еще чего-нибудь себе повредишь. Слезай, я сказала! — это Елена Николаевна спешит умерить пыл пришедшего к успеху Кассова. Строгость директора, конечно, напускная, но необходимая. Если за мальчишками не следить, они "всё на уши поставят".

Улыбаясь с обаятельной хитрецой Данил уступает директору. Ловко спрыгивает, растирая натруженные ладони, берет костыли и скачет от турников подальше.

После уроков ребята кучкуются во дворе — в углу старой футбольной коробки. Здесь же "паркуются" спортивные костыли.

В Костромском Данил второй год, попал сюда как и многие — из-за кражи. Старшеклассник из Южно-Сахалинска учился в 11 школе. Признается — крал много и разного, но в основном телефоны. Уверяет, что к темному прошлому возврата нет. В интернате все осознал, его психологом стал спорт. Хотя и от походов к школьным специалистам на групповые занятия он не отказывается. Лишними не будут.

Данил хочет закончить школу и поступить в СахГУ на физфак — стать учителем физкультуры, наставлять на правильный путь таких же, как и он в прошлом, мальчишек.

— Совет бы им дал один. Лучше взяться за голову раньше, чем потом. Мне повезло, что я попал в эту школу в таком возрасте и все успел осознать. А если бы попался, когда был бы совершеннолетним — поехал бы дальше, в тюрьму. А после нее ничего хорошего бы не было, — рассказывает, чуть смущаясь, Данил. — Вообще я до этого занимался самбо и дзюдо, защищая российскую федерацию. И здесь я всем занимаюсь: хоккей, футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика. Кроме спорта, нравятся труды. Делаю рамки и табуретки.

Елена Николаевна уверена: их школа — не тюрьма и не наказание, а отличный шанс для ребят вырваться из темной среды и начать все заново. Переписать жизнь набело сложно, но можно, если есть поддержка. Такой поддержкой для мальчишек становятся учителя и педагоги школы. Правда, не все взрослые это понимают.

— Такая парадоксальная ситуация складывается. Не каждый судья пойдет на то, чтобы отправить ребенка в спецшколу. Они думают, что тут тюрьма. Бывает, тянут или отпускают обратно. А там что? Та же компания! — горячится директор. — Ну какая тут тюрьма! Здесь просто свой режим. Мы как-то были в колонии на экскурсии с ребятами. Так они уже на проходной прижухли. У нас они в первую очередь дети. Сложные, но дети.

История вторая. Интеграция, инновация, социализация

— У нас тут разные ребята. Есть те, кто давно живет, есть которые совсем недавно приехали и по-русски почти не говорят. Но у нас учителя профессиональные — помогают всегда, интересно уроки проводят. Мне нравится, — 13-летняя Нуриза Баитова учится в восьмом классе. По-русски девочка говорит чисто и без акцента — даже как-то слишком правильно, как чиновник в официальной речи или учитель в первосентябрьском обращении к классу. Девочка родилась в России, выросла в киргизской семье, и сегодня, признаются в южно-сахалинской школе №4, она одна из главных местных гордостей — хорошо учится, поет в хоре, выступает на различных общегородских и областных мероприятиях. — У меня в классе все уже по-русски говорят. Есть новенькие, которые недавно приехали. Из Читы, с Алтая. Но по-русски все говорят. Концерты, олимпиады, все вместе у нас, дружно.

Школа №4 Южно-Сахалинска, расположенная чуть северо-западнее перекрестка улиц Сахалинской и Комсомольской, в самом сердце большого района частного сектора, недавно отметила семидесятилетний юбилей. Небольшое учебное заведение, в котором учатся около 340 ребят, начало свою историю как начальная школа, развернутая еще в японских бараках. Потом в 1953 году здесь начали давать полное среднее образование. "Четверка" была единственной школой для целого района, примыкающего к проспекту Мира. Учиться сюда ездили ребята с улицы Украинской и района ТЭЦ.

— Это был достаточно интересный район, со своей спецификой… Непростым достаточно контингентом. Потом, в начале 2000-х, к школе прикрепили интернат "Ласточка", и у нас обучались дети оттуда, ребята с особой судьбой, — не спеша разматывает клубок дат и событий директор школы Ирина Куканова. Дети с интернатовским прошлым отпугнули из школы детей из обычных семей. После закрытия "Ласточки" учиться здесь ребята оттуда перестали. Но довольно суровая репутация у школы осталась. — Я пришла сюда в 2011 году — после работы в 16 и 5 школах. И, естественно, первостепенной задачей стало восстановление репутации школы. Над этим мы трудимся и сегодня.

Ирина Куканова

Сейчас, впрочем, у "четверки" тоже свой необычный колорит — национальный.

— С первых дней работы я обратила внимание, что у нас учится очень много детей граждан из бывших союзных республик. Тут вокруг много частных домов, где можно недорого снять квартиру, поэтому такая плотность, — рассказывает директор. — И дети совершенно разные — есть те, кто великолепно говорит на русском языке, учились в русских школах, те, кто с рождения тут живет, посещали детский сад. Это адаптированные семьи, как мы их называем. Особых проблем во включении в учебный процесс у них нет. Но есть те, кто приходит среди учебного года, скажем, в восьмом классе. И не знает языка совершенно. Но отказать ему школа не имеет права — если есть в классах свободные места, должны взять, посадить за парту и учить.

При этом хорошо бы, улыбается директор, чтобы ребенок каким-то образом участвовал в учебном процессе, а не просто числился и тоскливо-непонимающе смотрел на учителя. А значит, ему просто необходимо знать язык.

— Я сама предметник и это, конечно, здорово, когда ребенок сидит и внимательно на тебя смотрит. Не вертится, не разговаривает. Но если уж он сел за парту, хорошо бы его чему-то научить. Три года примерно приглядывались к этой ситуации, думали, как к ней подойти. А потом решили выйти на инновационную площадку и провести в школе эксперимент, — по гулким школьным коридорам директор ведет меня в один из классов. Справа и слева то и дело проносятся деловитые ребятишки — с рюкзаками наперевес, какими-то яблоками-булочками-йогуртами в руках. Да и сама школа, несмотря на явное отсутствие "гимназийного лоска" на стенах, выглядит вполне обычно.

Разве что брюнеты в коридорах встречаются чаще, чем русые или рыжие.

Упрям, как ленивец, нем, как улитка

Николай Кочкоров в "четверке" учится два месяца. На самом деле его зовут Кадырбек — но, видимо, в школе ему привычнее первое имя. Несмотря на то, что с русским языком до переезда в Россию он сталкивался только на каких-то курсах и углубленно не учил никогда, на неродном наречии он говорит довольно уверенно. Только иногда неправильно интонирует да непривычно долго подбирает слова и окончания.

— Я люблю биологию и математику, физкультуру. Но с русскими ребятами в классе как-то не общаюсь — они не хотят сами. Не хотят дружить с другими парнями. Это неправильно, — задумчиво замечает он.

Для тех, у кого со слогом Пушкина и Державина чуть хуже, в школе проходят специальные еженедельные занятия — в основном их посещают ученики начальной школы, но бывают и более великовозрастные исключения.

Вот и сегодня в раскрашенном осенним солнцем классе несколько ребят старательно корпят над тоненькими учебниками с яркой надписью "Русский язык". На первый взгляд ничего сложного от них не требуется — сопоставить "востро" и "ухо", разгадать несложные стихотворные задачки про части человеческого лица да подставить к прилагательным "устойчивые" существительные.

— Быстр как… — обращается к классу учитель Розалия Кузнецова.

— Заяц! — отвечают дети.

— Голоден как…

— Волк!

— Нем как…

— Улитка! — громче всех кричит один из учеников. Но никто не смеется его ошибке — даже те, у кого там стоит правильная "рыба".

Розалия Кузнецова

Беззлобность, признаются в школе, здесь вообще в чести. А вместо подколки и упрека в незнании предпочитают дать списать или подсказать в особенно трудной ситуации.

— Занятия проходят раз в неделю, собираем детей, которым трудно ориентироваться в русском пространстве. И мы с ними вместе углубляем знания по некоторым темам, детки лучше адаптируются. А те, кто с первого класса, помогают, переводчиками работают. Все для чего — чтобы качество знаний поднимать, чтобы привить любовь к русскому языку. Они же все наши, половина русское гражданство уже имеет, — рассказывает Розалия Кузнецова. — В основном такие занятия для младших детей важны. Чего мы с ними только не изучаем — морфологию, лексику, орфоэпию. На этих часах удобно акцентировать внимание на сложных вопросах, которые у них на переводном экзамене весной будут задаваться.

40-минутный урок пролетает незаметно — на самом деле интересно наблюдать за тем, как упорно и неутомимо ребята штурмуют задачку за задачкой. Великий и могучий дается всем по-разному: есть хорошо успевающие, а есть отстающие. Но самым сложным, признаются, вне зависимости от багажа и опыта, остаются устойчивые выражения, разговорные обороты, какие-то языковые "фишки", впитываемые обычно буквально с молоком матери. Здесь за каждое такое знание приходится насмерть биться со стихами, поговорками и исключениями из правил.

— Нет такого, что нерусские плохие или хорошие. Хватает и тех, и других и там, и там. Важная проблема для нас — отсутствие языковой среды дома. Так что общаемся с родителями и детей учим, чтобы они "строили" родителей дома, учили их говорить на русском. Но вот буквы "й" и "ы" многим категорично не даются. Уж не знаю почему — нет у них таких букв, что ли, — всплескивает руками Розалия Кузнецова.

Нет агрессии — есть общение

Суть инновационной площадки, которая реализуется в четвертой школе, сводится к нескольким основным задачам. Во-первых, нужно решить проблему с языковым барьером — никаких скидок на происхождение российская образовательная система сегодня не делает. ЕГЭ придется писать всем, а там вопросы и ответы строго на русском. Во-вторых, в школе большое внимание уделяется работе по профилактике конфликтов на национальной почве: проходят общешкольные тематические мероприятия, где разные культуры "обмениваются" традицией и историей. Например, ежегодно проходит ярмарка "Традиции моего соседа", где каждый раскрывает свою уникальность. Или конкурс бутербродов — в том году, например, его темой были выбраны сказки Пушкина. Но фантазию участников тематикой стараются не ограничить: каждый ваяет перекус по своему собственному разумению. Есть еще танцевальный кружок — там хороводы чередуются с национальными киргизскими мотивами.

— Проблема общества в чем? Родитель занят зарабатыванием денег, и времени детям уделяется не так много. Отсюда возникают конфликты, непонимание. А у нас есть диалог, и ничего подобного нет, — продолжает Ирина Куканова. — А когда школа дает такие творческие задания, и семья, семьи разные могут в нем вместе поработать... Все эти националистические вещи — они же не у детей в голове, в конце концов, а у взрослых: обозвать кого-то, оскорбить — все это идет из восприятия идет.

Мария Пашкевич

Под этот тезис в школе уже даже подводят теоретическую базу — местный педагог-психолог (а по совместительству классрук в 8б) Мария Пашкевич уже несколько лет пишет работу, посвященную детской агрессивности. По всему выходит, что претензий друг к другу у детей не особо много.

— Русские дети более агрессивные, чем, например, киргизы — я проводила диагностику, пока данные такие. Тем не менее, между собой ребята ладят — у меня в классе 70% русских, никаких конфликтов нет. Тут важна воспитательная работа, в которой все ребята задействованы. В общем, дети иностранные они как-то добрее, до 9 или 11 класса уважают учителя, старших. Это из семьи идет. И даже русских детей учат этому — на переменах, бывает, ловишь какие-то разговоры. И вот когда те же киргизы рассказывают о своей семье, традициях, у них это с каким-то особым трепетом выходит. У наших детей, к сожалению, такого отношения зачастую нет, — рассказывает Ирина Пашкевич. До прихода в четвертую школу она работала педагогом-организатором в Троицком детдоме. "Не ищу легких путей" — улыбается учитель.

Работа в четвертой школе, признается она, стала такой интересной образовательной программой по международной культуре — лучше познакомиться с традициями других народов, чем общаясь с ними, пожалуй, невозможно.

— Нет, нельзя, конечно, говорить, что все тут идеально проходит. Проблемы с перестройкой на образовательную программу, языковой барьер, новую социальную среду никто не отменял. Есть к тому же проблемы с родителями — не всегда они добросовестно подходят к каким-то вопросам (например, могут несмотря на контрольную или важный урок оставить школьника дома приглядывать за младшими — такова традиция). И если в обычной школе механизм воздействия на ребенка опирается на родителя — вызвал, объяснил, есть эффект, то у нас все перевернуто с ног на голову. Ребенок еще более менее понимает русскую речь, а родитель часто вообще не говорит. И получается, что иногда замечание в дневнике не напишешь — все равно его ребенок будет переводить и говорить папе с мамой, что там. Да и личное общение зачастую у нас через детей строится — по другому родитель тебя просто не поймет, — рассказывает психолог.

Мелодии и ритмы интернациональной эстрады

Кроме учебы и ярмарок в четвертой школе есть хор. В "большой" академический коллектив входит чуть ли не 100 учеников, а в рамках школьной программы интернационализации создано и объединение поменьше — "малый киргизский хор" из 40 представителей братской республики. Поют самые разные песни — от национальных гимнов до русской классики. Но особенной любовью у детей, рассказывает преподаватель музыки Элеонора Машенина, пользуются народные мотивы и патриотически-патетические гимны.

Видео на сайте Sakhalin.tv Интернациональный хор школы №4 Южно-Сахалинска поет "Славься" Глинки

— Музыка объединяет. Был у нас 6б — там одни киргизы, узбеки, азербайджанцы, один русский. И мы начали изучать изучали русскую культуру. И они все с таким удовольствием слушали "Светит месяц", "Калинку", "Коня"... Они обожают "Калинку" просто. "Кали-и-и-нка-малинка, калинка моя!" — и эмоции прямо русские, залихватские, восторженные. Они это все чувствуют и изучают такую музыку с радостью. А заодно — культуру, историю, инструменты. И я им всегда говорю: вы в России живете, и культуру этой страны надо знать глубоко. Но мы и вашу культуру будем учить все вместе. Вот так и развиваем друг друга, — восторженно рассказывает педагог.

Кроме школьных занятий с детьми, признается она, вместе с учениками она проводит самые настоящие практические исследования международного музыкального колорита: работает, смотрит, как в разных странах отличается музыкальная культура, какая мелодика у разных народностей.

— Так бы я не соприкоснулась никогда. Интересно, что у киргизов мажорная мелодика, а у нас в России и минорная, и мажорная. А вот у них мажорная в основном, и дети тоже какие-то мажорные. Они стараются, учатся, изучают, корпят. Редко кто непоседливый, они цепляются за учебу железной хваткой. Да, им тяжело — языковой барьер, предложения трудно составлять, аудирование проходить. Но они не сдаются. И мы это даже другим ребятам всегда в пример ставим, — продолжает Элеонора Машенина.

Элеонора Машенина

"Славься, славься, родная Москва! Родины нашей страны голова! Да будет во веки веков сильна любимая наша родная страна!" — повинуясь движениям учителя-дирижера, на разные голоса поет класс.

Тихонько закрываю дверь и выхожу из класса, чтобы не прерывать пения — думается, если бы в моей школе так подходили к урокам музыки, я бы куда больше любил оперу и другое классическое песенное искусство. Легкая зависть к самозабвенно поющим хористам.

— Чем больше детей к музыке прикоснутся, тем лучше — она объединяет. Они, знаете, еще обзывались лет пять назад... Всякими словами. Теперь они такого не позволят. Они настолько созвучны, что они просто дети, они единое целое, они вместе, и все разногласия у них отходят на второй план. Вообще, я считаю, надо, как в Японии — чтобы каждый ребенок как минимум на одном инструменте мог играть. Тогда это будут совсем другие дети и совсем другая страна, — уже в коридоре Эленора Машенина вдруг добавляет в музыкальный коктейль из Глинки восточный колорит.

Тонкая грань необиды

Школьный звонок привычно наполняет коридоры "четверки" детским гомоном и криками. Если вжаться в одну из стен и сделать вид, что пристально изучаешь что-то в телефоне, можно даже слегка вторгнуться в разговоры детей, которые строят совместные планы на футбол и строительство где-то в недрах микрорайона зимнего штаба.

— Мы понимаем, что у нас достаточно сложное направление — тонкая грань, когда надо никого не обидеть, ничьи чувства не задеть. Но при этом основную нашу задачу выполнить. Пока, к счастью, каких-то особенных конфликтов нет, все решаем мирно: как-то раз к нам, например, пришли мама с дочерью записываться, обе в хиджабах. И я им сразу: "Летом ладно, ходите, как считаете нужным, но в учебном году нельзя будет так". Хорошо, понятно, отвечают. И такое понимание у нас зачастую и происходит, к этому мы стремимся, — провожает в коридоре Ирина Куканова. — Наша работа — это непрерывный процесс, он не прекращается никогда. Все перетекает: с уроков на допзанятия, оттуда домой, потом снова на уроки. Пока результаты обнадеживающие — качество знаний растет, ребята получают аттестаты. Значит все что мы делаем — не зря.

Школьная дверь закрывается, а на крыльце, свалив в кучу портфели и рюкзаки, о чем-то сосредоточенно совещается стайка мальчишек. Все вместе, несмотря на разный цвет кожи и волос, культурный бэкграунд и страну рождения. И правда есть чему поучиться.

ИА Sakh.com
Светлана Кон. - Советский СахалинСветлана Кон. В 2015 году учитель английского языка южно-сахалинской гимназии № 2 Светлана Кон была отмечена премией президента России.
20.11.2017 Советский Сахалин
Возгорание произошло в одном из классов южно-сахалинской школы №21 - CitySakh.RuСегодня в школе № 21 областного центра произошла внештатная ситуация — во время урока английского языка в одном из младших классов произошло короткое замыкание распределительной коробки без последующего горения.
14.11.2017 CitySakh.Ru
В школе № 21 Южно-Сахалинска оперативно ликвидировали возгорание - Администрация г.Южно-Сахалинск      В школе №21 областного центра произошла внештатная ситуация - во время урока английского языка в одном из младших классов произошло короткое замыкание распределительной коробки без последующего горения.
14.11.2017 Администрация г.Южно-Сахалинск
В южно-сахалинской школе №21 произошло возгорание - News.Astv.RuВ школе №21 областного центра произошла внештатная ситуация - во время урока английского языка в одном из младших классов произошло короткое замыкание распределительной коробки.
14.11.2017 News.Astv.Ru
В школе №21 Южно-Сахалинска 14 ноября во время урока английского языка в одном из младших классов произошло возгорание распределительной коробки.
14.11.2017 РИА Сахалин-Курилы
Школа скорочтения IQ007 приглашает школьников на бесплатные мастер-классы - Sakhalin.InfoЗакончилась учебная четверть, и дети с радостью отправились на каникулы. Но не все смогли порадовать родителей отличными успехами.
02.11.2017 Sakhalin.Info
Закончилась учебная четверть, и дети с радостью отправились на каникулы. Но не все смогли порадовать родителей отличными успехами.
02.11.2017 Yuzhno.Sakh.Ru
В этом году исполняется 25 лет педагогической деятельности заслуженного учителя Сахалинской области, почетного работника общего образования, математика средней школы № 4 г. Корсакова Ольги АРТЕМКИНОЙ.
17.10.2017 Министерство образования
Ольга Артемкина. - Советский СахалинОльга Артемкина. В этом году исполняется 25 лет педагогической деятельности заслуженного учителя Сахалинской области, почетного работника общего образования, математика средней школы № 4 г. Корсакова Ольги АРТЕМКИНОЙ.
16.10.2017 Советский Сахалин
Профессия «Учитель». Высказывания островных педагогов о роли учителя. Крылья для полета Мне нравится изречение: «Каждый ребенок рождается с крылышками.
06.10.2017 Министерство образования
Валерия И. - Советский Сахалин  Дело в шляпе. Волшебной! Валерия И. Школа, в которой я училась, воспитала во мне любовь и интерес к педагогике.
05.10.2017 Советский Сахалин
2 - СахГУСтуденты института экономики, права и управления стали победителями международной интернет-олимпиады.
22.01.2018 СахГУ
Южносахалинцам рассказали о психологии зависимости - Sakhalin.InfoКак преодолеть барьеры на пути к самореализации личности и расширить свои возможности, южносахалинцы узнали на лекции по психологии зависимости в рамках проекта "Лекториум".
22.01.2018 Sakhalin.Info
Сотрудники Госавтоинспекции города Оха провели урок для учеников школы № 4 - ГИБДД19 января для учеников третьего класса общеобразовательной школы № 4 города Оха прошло практическое и теоретическое занятие по Правилам дорожного движения.
22.01.2018 ГИБДД
VK_аватар - СахГУВ Сахалинском государственном университете пройдет «Открытая лабораторная» – международная семейная научно-просветительская акция по проверке научной грамотности.
22.01.2018 СахГУ
1 - СахГУЭкспертов ведущих вузов собрал первый съезд Дальневосточного регионального научного центра Российской академии образования (ДРНЦ РАО) в Дальневосточном федеральном университете.
22.01.2018 СахГУ
В Сахалинской областной детской библиотеке продолжает работу студия развития речи "Живое слово" для детей 10-11 лет.
22.01.2018 Sakhalin.Info
Участники конкурса "Учитель года — 2018" в Невельске дали открытые уроки в незнакомых классах - Sakhalin.InfoНа втором этапе районного конкурса "Учитель года — 2018" в Невельске конкурсанты дали открытый урок в абсолютно незнакомом классе.
22.01.2018 Sakhalin.Info
В соответствии с постановлением правительства Сахалинской области от 18 декабря 2014 года и на основании решения общественного совета при министерстве образования от 14 декабря 2017 года девяти образовательным учреждения
20.01.2018 Sakhalin.Info
Flash is required! Теоретическую часть они написали на день раньше. Всего ребятам предстоит показать свои знания по 16 предметам.
20.01.2018 ГТРК Сахалин
С 22 по 24 января на Сахалине пройдет второй отборочный этап всероссийского робототехнического фестиваля "РобоФест".
19.01.2018 Sakhalin.Info
Год России в Японии и Год Японии в России Сахалинская областная детская библиотека отметит проектом "Страна Восходящего солнца".
19.01.2018 Sakhalin.Info
Прокладывая путь современного ребенка к книге, в Сахалинской областной детской библиотеке генерируют все новые идеи и придумывают различные мероприятия.
19.01.2018 Sakhalin.Info
После трагического происшествия в Перми безопасность в школах Сахалина и Курил усилят.
18.01.2018 РИА Сахалин-Курилы
Сахалинская область устанавливает доплату учителям за ЕГЭ - Sakhalin.InfoВопрос о дополнительных выплатах учителям за проведение итоговых экзаменов рассматривался 18 января на заседании Сахалинской областной думы.
18.01.2018 Sakhalin.Info
1 - СахГУЭкспертов ведущих вузов собрал первый съезд Дальневосточного регионального научного центра Российской академии образования (ДРНЦ РАО) в Дальневосточном федеральном университете.
22.01.2018 СахГУ
VK_аватар - СахГУВ Сахалинском государственном университете пройдет «Открытая лабораторная» – международная семейная научно-просветительская акция по проверке научной грамотности.
22.01.2018 СахГУ
Участники конкурса "Учитель года — 2018" в Невельске дали открытые уроки в незнакомых классах - Sakhalin.InfoНа втором этапе районного конкурса "Учитель года — 2018" в Невельске конкурсанты дали открытый урок в абсолютно незнакомом классе.
22.01.2018 Sakhalin.Info
Калейдоскоп
  Месяц на раздумье Несколько лет назад я окончил школу, а мои друзья – техникум.
Советский Сахалин
Следственным управлением адвокат подозревается в мошенничестве - Следственный комитетСледственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Сахалинской области возбуждено уголовное дело в отношении адвоката Сахалинской адвокатской палаты.
22.01.2018 Следственный комитет
В Смирных по факту обнаружения тела жителя с. Онор проводится доследственная проверка - Следственный комитетУтром 20 января 2018 года в следственной отдел по Смирныховскому району следственного управления Следственного комитета РФ по Сахалинской области поступило сообщение о том, что в одной из квартир дома № 24 по ул.
22.01.2018 Следственный комитет
Живодера задержали на Сахалине за попытку лопатой забить до смерти щенков и съесть их - SakhalinMedia.RuО случившемся сообщила в УМВД по Южно-Сахалинску жительница областного центра 22 января, SakhalinMedia.
22.01.2018 SakhalinMedia.Ru
Южносахалинцев приглашают на елочные базары - ТИА Острова
Авторизация / Зарегистрироваться /
17:29 12 Января Южносахалинцы могут купить свежемороженую навагу по рекордно низкой цене 15:31 12 Января На стадионе «Космос» в Южно-Сахалинске откроют каток 16:02 12 Января В «Кристалле» проходят мастер-классы по
ТИА Острова
"Форма воды": среди богов и чудовищ она была ангелом... - Sakhalin.InfoНовое творение мастера страшных сказок Гильермо дель Торо всколыхнуло воду в кинематографических кругах задолго до своего релиза.
22.01.2018 Sakhalin.Info
Южносахалинцы "окунулись" в атмосферу классической музыки - News.Astv.RuВ Южно-Сахалинске прошел концерт «Perola barroca» (6+). Как сообщили ASTV.RU в Сахалинской филармонии, камерный ансамбль "Дивертисмент" исполнил инструментальные и вокальные произведения Антонио Вивальди,
22.01.2018 News.Astv.Ru
Японские спектакли покажут на Сахалине - CitySakh.Ru2018-й год объявлен Перекрёстным годом Россия — Япония. Его основой станут культурные мероприятия.
22.01.2018 CitySakh.Ru
II7A0318 - Советский Сахалин
Подведены итоги выставки-конкурса «Ретроёлка – 2018»
Проект «Ретроёлка» в Сахалинском областном краеведческом музее реализуется с 2003 года.
Советский Сахалин
Александр Романов. - Советский Сахалин
Музыкальный Дед Мороз. Предновогоднее интервью
  Взять интервью у Деда Мороза? В конце декабря, перед самым Новым годом?
Советский Сахалин
Олеся Иванова и ее икебана. - Советский Сахалин
Чародеи «Зимнего волшебства». Творчество
Олеся Иванова и ее икебана. Не изменяя традиции, южно-сахалинская школа икебаны Согецу, созданная Александрой Кудряшовой, в предновогодние дни в «Мега Палас Отеле» провела конкурс «Принцесса Елка» для детей и взрослых.
Советский Сахалин
Ретроинтервью. Виктор Жилин: «Приятно вспоминать победные турниры» - Минспорт Сахалинской областиВиктор Жилин не нуждается в особом представлении островным любителям спорта.
22.01.2018 Минспорт Сахалинской области
Холмчане присоединились к празднованию Дня снега - Sakhalin.InfoНе первый год холмчане вместе со всеми россиянами отмечают Всемирный день снега, учрежденный по предложению Международной федерации лыжного спорта в 2012 году.
22.01.2018 Sakhalin.Info
Светлана Парукова: «Нам нужно добавить уверенности и немного хамства» - Минспорт Сахалинской областиДоигровщица Светлана Парукова до приезда на Сахалин становилась чемпионкой республики Беларусь.
22.01.2018 Минспорт Сахалинской области
До 30 тысяч перепелиных яиц будет вырабатывать новый инкубатор в Аниве - ТИА Острова
Авторизация / Зарегистрироваться /
17:29 12 Января Южносахалинцы могут купить свежемороженую навагу по рекордно низкой цене 15:31 12 Января На стадионе «Космос» в Южно-Сахалинске откроют каток 16:02 12 Января В «Кристалле» проходят мастер-классы по
ТИА Острова
Южносахалинцев приглашают на елочные базары - ТИА Острова
Авторизация / Зарегистрироваться /
17:29 12 Января Южносахалинцы могут купить свежемороженую навагу по рекордно низкой цене 15:31 12 Января На стадионе «Космос» в Южно-Сахалинске откроют каток 16:02 12 Января В «Кристалле» проходят мастер-классы по
ТИА Острова
Южносахалинцев приглашают на елочные базары - ТИА Острова
11:17 Сегодня В Южно-Сахалинске открылся исторический парк 10:48 Сегодня В доме инвалидов Южно-Сахалинска отпраздновали Рождество 09:22 Сегодня В новом анивском инкубатории вывели более 12 тысяч цыплят 10:59 Сегодня С 23 января записать ребенка в первый класс южно-сахалинцы смогут
17:29 12 Января Южносахалинцы могут купить свежемороженую навагу по рекордно низкой цене 15:31 12 Января На стадионе «Космос» в Южно-Сахалинске откроют каток 16:02 12 Января В «Кристалле» проходят мастер-классы по
ТИА Острова
Пограничники задержали японское судно - News.Astv.RuНа территории Сахалинской области задержано японское судно, на борту которого находилась 21 тонна несанкционированных морепродуктов.
22.01.2018 News.Astv.Ru
Mitsubishi Delica перевернулась посередине дороги на холмском перевале - Sakhalin.InfoВ серьезное ДТП на Холмском перевале попал сегодня вечером автомобиль Mitsubishi Delica.
22.01.2018 Sakhalin.Info
Следственным управлением адвокат подозревается в мошенничестве - Следственный комитетСледственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Сахалинской области возбуждено уголовное дело в отношении адвоката Сахалинской адвокатской палаты.
22.01.2018 Следственный комитет
Сильнейшие боксёры Дальнего Востока сразятся на Сахалине - Минспорт Сахалинской областиПервенство Дальневосточного федерального округа (ДФО) по боксу пройдёт в Южно-Сахалинске с 24 по 27 января За кубки и медали турнира сразятся сильнейшие юниоры из Якутии, Приморья, Магадана, Хабаровского края, Амурской,
22.01.2018 Минспорт Сахалинской области
Вся территория острова Сахалин окажется под воздействием циклона - МЧС Сахалинской областиПо информации Сахалинского управления Росгидр о мета, днём 24 и 25 января на территории Охинского, Ногликского, Александровск-Сахалинского, Поронайского, Тымовского, Углегорского, Смирныховского, Макаровского, Томаринского,
22.01.2018 МЧС Сахалинской области