Если видите рядового сахалинского депутата в бизнес-классе, значит он доплатил за перелет из своего кармана. Если чиновника, то это или губернатор, или министр, или омбудсмен. А все вопросы, которые регулируют командировочную жизнь депутатов и госслужащих, необходимо отдать на откуп исполнительной власти. То есть порядок должен быть прописан не в областном законе, а в указе, который подпишет губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко. Такие утверждения звучали сегодня на заседании постоянного комитета областной думы по государственному строительству, регламенту и местному самоуправлению.
С инициативой взять командировочный контроль в свои руки выступило правительство региона. Сегодня в думе его представляла Галина Ищенко — директор департамента кадровой политики ПСО. Она выступила с докладом, после которого депутаты заметно оживились.
По словам Ищенко, представленный законопроект обусловлен тем, что в соответствии с ФЗ №79 "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" в отношении гражданских служащих, а также в соответствии с Трудовым кодексом в отношении лиц, замещающих госдолжности, предусматривается гарантия возмещения расходов, связанных со служебными командировками. При этом в соответствии с федеральными законами порядок и условия командирования гражданского служащего и лиц, замещающих госдолжность, устанавливается указом президента РФ для федеральных гражданских служащих и нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Сейчас данные вопросы прописаны частично в областном законе №121 от 9.07.1999 "О порядке возмещения и нормах расходов на служебные командировки лиц, замещающих госдолжности и должности государственной гражданской службы".
— Закон принят около 20 лет назад и уже не регулирует вопросы командирования за пределы РФ, порядок направления в командировку, оформления документов, связанных с командированием, сохранения денежного содержания в период командировки, возмещения расходов в случае временной нетрудоспособности в отпуске и многие другие вопросы. Правовое регулирование всего этого предлагается сделать с помощью подзаконных правовых актов, — сказала Галина Ищенко.
Галина ИщенкоРегулирование вопросов, связанных с командированием, именно законом докладчик (и в ее лице областное правительство) считает несколько нецелесообразным. Аргумент — "поскольку меняются различные условия, связанные с оплатой командировочных расходов и самим командированием". Поэтому, считает Ищенко, будет правильно, если в основу "теории командировок" ляжет указ губернатора, а законы лучше не трогать. Если из-за каждой мелочи менять законодательную базу (билет в бизнес-классе, например, из Южно-Сахалинска в Москву и обратно сегодня стоит минимум 151 тысячу рублей, что для наших чиновников действительно ни о чем — прим. ред.) все запутаются и работать будет сложно.
В связи с этим депутатам предложили рассмотреть изменения, которые предлагаются в областной закон №12 "Об организации государственной гражданской службы Сахалинской области". Предлагается добавить туда статью, в которой будет говориться о возмещении расходов, связанных со служебными командировками. В статье будет сказано, что порядок и условия командирования гражданских служащих устанавливаются нормативным правовым актом губернатора Сахалинской области, то есть указом.
Также предлагается внести изменения в закон №70 "О денежном содержании и отпусках лиц, замещающих государственные должности". Слово "отпуск" нужно заменить словами "некоторые гарантии", поскольку речь здесь пойдет не только о возмещении расходов на отпуск, но и расходов, связанных со служебными командировками. В этом случае тоже все предлагается регулировать указом губернатора.
Александр Шарифулин и Ирина НикитинаДепутат от КПРФ Ирина Никитина поинтересовалась, почему нецелесообразно вносить изменения в закон. Если такие вопросы отдавать на откуп исполнительной власти, как тогда депутаты смогут нести ответственность за бюджет?
— Внесение изменений в закон — вы сами это представляете — достаточно трудоемкий процесс и не позволяет гибко регулировать вот эти все вопросы, которые достаточно мелкие, — ответила Галина Ищенко. — Предположим, если на момент командирования отсутствуют билеты эконом-класса, как быть? То есть там очень много тонкостей, мелочей, которые надо отдать на подзаконные акты и не загромождать ими наше законодательство. Подзаконные акты для того и создаются, чтобы регулировать законы. Потому что если только одни законы будут регулировать все, это будет сложная и громоздкая процедура, придется каждый раз по любому вопросу вносить изменения в законодательство.
Ирина Никитина обратила внимание, что в заключении государственно-правового управления (ГПУ) областной думы четко указано, что содержание пояснительной записки к законопроекту не отвечает конкретным требованиям. Депутат пожелала знать, каким образом устраняется это замечание.
— Мы согласны с замечанием ГПУ о том, что имеются юридические и технические ошибки, мы их устраним. А вот то, что достаточных доводов в нашем предложении не содержится, — это голословно, с этим я готова поспорить, — ответила представитель ПСО.
— Вы хотите сказать, что вы с ГПУ не согласны? — уточнила Никитина.
Поднялся шум. Дали слово начальнику ГПУ Антону Швецову.
— Галина Николаевна сейчас на заседании привела аргументы, из которых видно, что более детальное регулирование именно законом нецелесообразно. В принципе, если это будет изложено в пояснительной записке, у нас никаких замечаний не будет, — сказал Швецов.
Заместитель председателя облдумы Александр Ивашов напомнил, что на федеральном уровне командировочные вопросы высших персон регулируются не законом, а указом президента.
— А вот у нас кто сейчас по праву может летать бизнес-классом? — живо поинтересовался депутат Юрий Цой.
— Только лица, замещающие государственную должность Сахалинской области. Это губернатор, председатель правительства, депутаты, зампреды, министры, руководители агентств, уполномоченный по правам человека, по правам предпринимателей, — перечислила Галина Ищенко.
— А замминистры тоже могут летать?
— Нет, замминистры — это гражданские служащие.
Юрий ЦойЦой предложил сделать так, чтобы справку о том, что в эконом-классе нет мест, можно было брать только у авиаперевозчика, а не во всех подряд агентствах, где продают билеты. Такому документу будет больше веры. Ищенко заметила, что если человек возьмет подложную справку и использует ее, это уголовно наказуемо . Отметим, что сахалинский минфин так не считает. Хотя ранее называл такое хотя бы нарушением.
Депутат захотел также узнать, как наказывается авиароскошь за бюджетный счет.
— Вот человек ошибся, а бюджет уже потрачен. Как это сейчас решается?
— Как ошибся? Кто ошибся? — удивилась Ищенко.
— Ну вот ошибся, — неопределенно ответил Цой.
Снова стало шумно.
— Давайте более серьезно подходить к обсуждению, а то как в детском саду — ошибся, ошибся, — попыталась успокоить участников заседания председатель комитета Наталья Коршунова.
Но успокоиться было трудно. Никитина заявила, что депутатам предлагается поддержать кота в мешке. Острый момент решил сгладить Ивашов, проявивший вдруг самокритичность.
— Когда люди руководствуются принципом целесообразности и разумности, форма документа как правило имеет вторичное значение, — заявил он. — На самом деле уже идет достаточно оживленное обсуждение на комитете, и порой — я уже не первый раз отмечаю — вопросы в том числе и наших с вами перелетов беспокоят нас больше, чем вопросы, которые мы с вами здесь должны решать в отношении наших избирателей. Вот это я могу, почти год уже здесь отработав, констатировать. Такое бы обсуждение — да на другие законы, где конкретно решаются проблемы и условия жизни наших граждан.
Далее председатель облдумы Андрей Хапочкин захотел внести ясность.
— Понятно, что в законе прописано, что бизнес-классом могут летать депутаты, которые работают на постоянной основе. Но, кто не знает, уже несколько лет по негласному распоряжению спикера областной думы летает только спикер и в редких случаях его зам. Но этим летом было два случая, когда не было билетов, а Наталье Александровне Захарчук надо было срочно лететь на обсуждение бюджета в Госдуму, а мне — на Совет Федерации. У меня получилось — туда эконом, обратно бизнес-классом. Поэтому депутаты на постоянной основе бизнес-классом не летают. Это экономия средств и, на мой взгляд, это правильно, — сказал Хапочкин.
— А если из собственного кармана человек доплатил? — как-то немного обиженно, как будто его в чем-то обвиняют, спросил Сергей Бондарев, самый богатый депутат в областной думе.
— Это ради Бога, это не запрещается, — успокоили его все.
Обсуждение перелетов сахалинских чиновников и депутатов в бизнес-классе началось после скандала с заместителем губернатора Антоном Волошко. Выяснилось, что чиновник летал в бизнесе, тогда как по статусу ему был положен эконом, и получал компенсации. За выявленные нарушения, как выяснил Sakh.com, наказывать никого не собираются. При этом сам Волошко стал инициатором рассмотрения вопроса в областной думе.
ИА Sakh.com