Самый молодой депутат облдумы собирается объединить молодых профессионалов региона и активных студентов местных вузов
Досье
Татьяна Сергеевна Пак родилась 22 августа 1993 года в селе Стародубском Долинского района. В 2013 году получила губернаторскую премию за достижения в сфере молодежного СМИ, в 2014 году – диплом «Лучший студент года» за вклад в развитие студенческого самоуправления. В 2015 году закончила СахГУ по направлению «Учитель истории» и устроилась учителем в лицей № 1 Южно-Сахалинска. Замужем.
С воспитанниками Красногорского реабилитационного центра
В свои 24 года преподаватель истории и обществознания лицея № 1 областного центра Татьяна Пак имеет немало личных достижений. Недавно южносахалинка победила на выборах, став самым молодым депутатом за всю историю Сахалинской Думы. Также она оказалась лучшей в номинации «Педагогический дебют» на муниципальном конкурсе «Учитель года» в минувшем январе. Кроме того, Татьяна возглавляет объединение молодых педагогов. Зачем нужна молодежь в Думе, как ученики отнеслись к ее новому статусу, она рассказала в интервью нашему корреспонденту.
Выбор учителя
– Татьяна, на минувших выборах в облдуму вы были второй в общем региональном списке «Единой России» – сразу после губернатора. Обычно эту позицию занимали опытные островные политики. В этом году в первой тройке островитяне увидели молодого и, будем откровенны, пока еще малоизвестного педагога. По вашему мнению, почему партия выдвинула именно вас?
– Как и для общественности, для меня это предложение стало полной неожиданностью. В мои планы не входила политическая деятельность, поскольку работа в школе полностью устраивала. Но, во-первых, внутри партии не раз обсуждалась идея омолодить ряды «Единой России» и обновить региональный парламент.
Во-вторых, в свое время я возглавляла студенческий совет, активно занималась общественной деятельностью среди молодежи. Когда стала работать учителем, продолжила общественную деятельность, но уже в педагогической среде. Вместе с коллегами реализуем разные проекты, которые направлены на адаптацию молодых специалистов, занимаемся благотворительностью. Думаю, что здесь все совпало – был нужен именно такой человек: молодой, активный, деятельный, объединивший вокруг себя несколько социальных групп, который сможет представить их интересы в парламенте.
На заседании комитета облдумы
– Какой была ваша первая реакция на предложение поучаствовать в предстоящих выборах?
– Когда мою кандидатуру только начали рассматривать, меня прямо спросили, готова ли я принять участие в политической жизни региона? Я подумала, что такой опыт был бы мне интересен. Тем более что я учитель истории и обществознания, мне это пригодится еще и в моей педагогической работе. Сначала мои задачи были не совсем понятны. Но после политсовета и форума «Единой России», где озвучивались программные установки партии, все постепенно встало на свои места, и я не пожалела о своем решении.
– В начале разговора вы сказали, что не помышляли о политической карьере до выборной кампании. Однако в одном из своих интервью, вышедших в начале этого года, вы говорите: «Политическая деятельность – это мое», «Политикой можно заниматься и с историческим образованием». Видимо, все-таки думали, что можете быть полезной в этой сфере?
– Да, эти мысли меня посещали еще в школе, когда я выбирала будущую специальность. Как и у многих молодых людей, мои желания менялись стремительно. В девятом классе мечтала стать дизайнером. Когда я не поступила в колледж искусств, подала документы на профиль ГМУ, но и туда не прошла. После этого выбрала педагогический профиль. Во время учебы каждое лето вместе с одногруппниками мы ездили работать вожатыми в детский лагерь отдыха. Мне очень понравилось работать с детьми и, еще не закончив вуз, я понимала, что пойду работать по специальности в школу. После учебной практики я только утвердилась в своем выборе. Поэтому когда я уже погрузилась в педагогику, предложение участвовать в выборах действительно стало неожиданностью, так как это уже совершенно не входило в мои планы.
– Думаю, многие, кто видел вас вживую или на предвыборных плакатах, ощущали несоответствие вашей славянской внешности и классической корейской фамилии …
–Прошлой осенью я вышла замуж и взяла фамилию супруга. Мы с ним познакомились, когда были студентами. Моя девичья фамилия – Шохина.
Депутатский мандат Татьяне Пак вручила председатель облизбиркома Виктория Черкавская
Думские будни
– Молодость для депутата – это минус или плюс?
– С точки зрения общественности – это, скорее, минус. Люди считают, что у молодого депутата нет житейского и профессионального опыта. Я с этим согласна и прямо говорю: да, мне пока этого не хватает. Кроме того, без профильного образования – государственно-муниципального управления или юридического – в специфику парламентской работы действительно вникать непросто и тем более принимать законодательные решения. Но, к счастью, многие опытные коллеги предлагают свою помощь, к ним я всегда могу обратиться за советом. Плюс я вижу в своей молодости и активности. У меня есть энергия, желание учиться новому и быть полезной людям. Например, в ноябре мы с коллегой Александром Шарифулиным поедем на курсы по законодательным основам, организованные при Совете Федерации РФ. В столице мы будем изучать формирование регионального бюджета и процедуры принятия закона. Думаю, это будет очень полезная поездка, после которой депутатская работа пойдет легче.
– В какие думские комитеты вы вошли?
– Сразу – в комитет по спорту, туризму и молодежной политике. А далее у меня был непростой выбор между бюджетным и социальным комитетами. Для себя решила, что пока я хорошо не вникну в бюджетный процесс, то в профильный комитет входить не стану. Просто сидеть и слушать, не понимая специфику, – точно не для меня. Комитет по социальной политике, безусловно, в этом смысле мне подходит идеально – это законопроекты касаются учителей, медиков, молодых семей. Здесь у меня есть практический опыт, мне есть, что сказать и предложить.
– Курсы в Совете Федерации как-то связаны с вашим предложением об учебе для молодых парламентариев, которое вы озвучили на встрече с председателем правительства Дмитрием Медведевым?
– Нет, курсы в парламенте страны – это традиционная практика, и с моим предложением они не связаны. В Сахалинской Думе мы тоже обсуждали вопрос учебы для неопытных депутатов и считаем, что все время летать в столицу для этого дорого. Оптимальный вариант – организовать дистанционные курсы, и, думаю, мы сделаем это в ближайшее время.
– Сейчас вы себя кем больше ощущаете: депутатом или учителем?
– В первую очередь, всегда говорю, что я учитель истории и обществознания и только после этого добавляю – и депутат. За два месяца, которые я работаю в Думе, невозможно четко понять: будешь ли ты продолжать этим заниматься через несколько лет, твой ли это путь. Насчет педагогики у меня уже таких сомнений нет. Думаю, надо сначала увидеть и оценить плоды своей деятельности в парламенте, и только после этого делать какие-то выводы для себя.
Школьное расписание
– Как отреагировали ученики, их родители и коллеги в лицее на ваше выдвижение в Думу?
– Объединение молодых учителей активно поддержало в этом вопросе, хотя у меня, как я уже говорила, были сомнения. Эмоционально это далось очень сложно: прочитала несколько статей на наших сайтах и подумала, что политика – неблагодарное занятие и вряд ли это позитивно отразится на моей педагогической деятельности. Однако дети меня до сих пор воспринимают, в первую очередь, как учителя, а остальное для них второстепенно.
Но как-то ко мне подошла старшеклассница и сказала: «Татьяна Сергеевна, меня оскорбляет то, что о вас пишут на сахалинском форуме». Конечно, такая поддержка для меня приятна. Я очень переживала из-за того, что ученики начитаются про меня всякого и как я буду выглядеть перед ними. Сначала меня успокаивали коллеги, родные и друзья, а потом, когда начался учебный год, я и сама увидела, что отношение учеников ко мне совершенно не изменилось.
– Не страдает ли учебный процесс от вашей депутатской деятельности?
– В этом году у меня в школе меньше учебных часов и нагрузки. График составляли как раз с учетом моей занятости в Думе. Я постаралась максимально гармонично совместить преподавательскую и депутатскую деятельность. Мое школьное расписание скорректировано под думские комитеты и заседания. Например, недавно у нас была сессия – я отвела первый урок, потом участвовала в заседании, ушла с него примерно за пять минут до конца и вернулась в школу на шестой и седьмой уроки. Единственное, что выбивается из графика, – это внезапные мероприятия. Например, острый вопрос по региональному бюджету.
На региональном этапе конкурса «Учитель года-2017»
– Что далось сложнее – «Учитель года» или выборы?
– Конечно, «Учитель года». Во-первых, там тебя оценивают как профессионала. Выборы и депутатская работа для меня – неизведанное поле, поэтому здесь возможны какие-то поблажки со стороны опытных думцев и избирателей. На конкурсе все иначе – оценивают именно твои профессиональные качества, которые ты приобрел за время работы в школе. Хотя у меня скромный педагогический опыт, каких-то скидок ждать не приходилось.
Самым сложным для меня был открытый урок. Если, например, выступление артиста на сцене может длиться минуты три, то у нас – 45, а перед нами – 30 человек, которых мы должны вовлечь в свое выступление таким образом, чтобы они еще чему-то научились на этом занятии. Плюс еще 14 членов жюри за тобой наблюдают. Если бы мне еще раз предложили поучаствовать в этом конкурсе, наверное, я к нему бы готовилась года два, а не пару месяцев, как было в этот раз.
Единственное, что меня успокаивало, – это наличие друзей рядом, которые тоже принимали участие в конкурсе. Например, учитель английского языка гимназии № 3 Ксения Бурова, которая в итоге и победила.
Блицопрос
– Какие пункты вашей предвыборной программы будете стремиться реализовать в первую очередь?
– В моей программе – поддержка молодых педагогов и многодетных семей, проект «Учительский дом», льготная ипотека, повышение подъемных для специалистов, которых в регионе сейчас не хватает, развитие программы «Земский доктор».
В области действительно разработано очень много программ и механизмов поддержки различных категорий островитян. Главное, чтобы они работали, а не оставались только на бумаге. С этим сегодня бывают проблемы. Получение льготы порой отнимает очень много времени и сил – убедилась в этом на собственном опыте.
В первую очередь, нацелюсь на молодые и многодетные семьи – демографический вопрос в Сахалинской области стоит остро, наблюдается большой отток населения. Что далеко ходить: выпускники нашего лицея уезжают учиться на материк и обратно не возвращаются. Понятно, что в островных вузах есть не все специальности, и это отдельная проблема – надо расширять возможности, вводить новые профили обучения.
– А наш университет готов расширить перечень специальностей?
– Пока нет. Но мы уже проговаривали вопрос о преподавателях физики и математики, которых очень не хватает в наших школах. Недавно в объединении учителей мы обсуждали, что было бы замечательно, если бы у нас открылся медицинский вуз. Например, в нашем лицее практически все выпускники классов с химико-биологическим профилем идут на врачебные специальности. На Сахалине им негде учиться, кроме медколледжа.
– Как планируете выстраивать работу с избирателями?
– Как и у всех депутатов, у меня есть дни приема. Свою работу буду строить исходя из вопросов, с которыми ко мне обратились избиратели. Кроме того, это работа в социальных группах и профессиональных сообществах. Помимо основного помощника, который находится в Думе и занимается общими делами, я целенаправленно взяла себе еще двоих: учителя и студента. В моих планах – наладить взаимодействие между островными вузами. Когда я училась в СахГУ, мы варились в собственном соку, а о других студенческих активах ничего не знали, не сотрудничали с ними. Сейчас хочется это исправить.
Кроме того, попросила коллег-учителей составлять наказы, которые я буду продвигать в Думе. Например, сейчас стало возникать немало проблем во взаимоотношениях учителей и учеников – когда имеет место рукоприкладство и так далее. В этом нам тоже надо разбираться, находить какие-то механизмы, возможно, вводить дисциплинарную ответственность.
Планирую взаимодействовать и с молодежными объединениями в районах. Совсем недавно у нас в объединении учителей возникла идея создания в Южно-Сахалинске общественной организации молодых профессионалов, куда могли бы войти специалисты любой сферы, чтобы совместно работать над какими-то полезными для всех проектами.
С Героем России Алексеем Фоминым во время экскурсии в музейно-мемориальном комплексе «Победа», 2017 год
Представьте, что вам дали час аудиенции у Путина. Какие темы вы бы подняли на этой встрече?
– Наверное, подняла бы тему перспектив развития нашего островного региона в целом. Как историк поговорила бы о патриотизме – все знают, что это национальная идея в России, но вот механизмы ее реализации мне не совсем понятны. Ну и конечно, о дальнейшем развитии государства. Хотя есть огромное количество информации на этот счет, но лично узнать у президента, как он дальше видит картину нашего будущего внутри страны и на международной арене, – это совершенно иное.
– Если бы вы могли владеть одной вещью, которой у вас сейчас нет, что бы это было?
– Хоть это и не вещь – безграничное здоровье для всех.
– Какой у вас темперамент?
– Смесь холерика и сангвиника.
– Три желания, которые вы бы загадали золотой рыбке?
– Мир без войны, опять-таки хорошее здоровье для каждого человека, для себя – способность относиться проще к неудачам.
Объединение молодых учителей летом 2017 года проводило благотворительную акцию «Белый цветок». Волонтеры собирали деньги на лечение двух сахалинских детей
– Какие сайты просматриваете первыми с утра?
– Группу «Мировые новости» в соцсети, сахалинские информационные сайты стала чаще читать после того, как стала депутатом. Еще в моем списке «Яндекс.Новости».
– Есть то, чего вы никогда не станете делать?
– Не пойду против человечности, морали.
– Какие исторические личности вам интересны и почему?
– Мне, как и моим ученикам, интересны личности, вызывающие споры, например Сталин, Иван Грозный. Это неординарные люди, о деятельности которых историки и политологи спорят до сих пор.
– Книга и песня, с которыми, на ваш взгляд, должен познакомиться каждый?
– Недавно услышала песню «Мы забьем на войну», исполняют ее группа «СерьГа» и Варвара Охлобыстина. Она честная и правдивая. Думаю, разучим ее с детьми к какому-нибудь мероприятию, и я спою ее вместе с учениками. Детям и взрослым рекомендую, помимо художественной литературы, читать историю России, чтобы формировать свое мнение о происходящем в стране и мире, опираясь на факты.
– Как проводите свободное время?
– Во-первых, это деятельность в объединении молодых учителей. Также стараюсь по возможности выезжать к маме в Стародубское, встречаться с друзьями. Совсем недавно я опять увлеклась рисованием на кленовых листьях – это занятие помогает мне расслабиться, побыть наедине с собой, своими мыслями. Иногда катаюсь на велосипеде, бегаю. Стараюсь еще читать как можно больше разной литературы – для работы и души.
Фото пресс-центра облдумы и из архива Татьяны Пак