"Почетный гражданин" — об агрессивной провинции, бессмертном творчестве и "сахалинском синдроме"

"Если проколоть земной шарик иголкой, то в месте, где острие входит в планету, окажется Южно-Сахалинск, а на другой стороне глобуса — Салас, маленький городок, затерянный где-то в Аргентине", — так на показе конкурсной ленты "Почетный гражданин" (кубок Вольпи за лучшую мужскую роль и приз Витторио Венето на Венецианском кинофестивале — 2016, премии Аргентинской киноакадемии в категориях "Лучший актер", "Лучший актер второго плана", "Лучший сценарий", "Гойя" в категории "Лучший латиноамериканский фильм", "Ариэль" в категории "Лучший латиноамериканский фильм") приветствовал зрителей программный директор фестиваля "Край света" Алексей Медведев. И, связав две точки планеты, которые, казалось бы, невозможно объединить ни климатически, ни экономически, ни, наконец, географически, он, как оказалось, объединил буквально двух братьев-близнецов — аргентинского с сомбреро и текилой и русского с шапкой-ушанкой и подвыпившим медведем. Сюжет игровой ленты, созданной мастерами латиноамериканского экспериментального и документального кино, которые к тому же много работали на телевидении и даже создали первое в мире реалити-шоу, Гастоном Дюпра и Мариано Коном, не поражает закрученной фабулой или крутой динамикой. Как признался в ходе презентации картины на Сахалине продюсер Фернандо Соколович, основой сюжета послужила короткая газетная заметка, посвященная писателю и Нобелевскому лауреату Марио Варгасу Льеса (получил награду в 2010 году). В коротеньком материале рассказывалось о том, как известный и признанный писатель возвращается в родной город (по словам Соколовича, выходило, что это была какая-то небольшая деревенька, хотя сам Льеса родился в одном из крупнейших городов Боливии), и авторы решили развернуть и попробовать эту идею на вкус — на самом деле, каково будет признанному мэтру, практически живому богу литературы вернуться в свой город, знакомый до слез, и увидеть, понять, как изменился он сам и его родина и как безнадежно далек стал герой от бывших друзей и любимых. <<< >>> Итак, знакомьтесь, Даниэль Мантовани (Оскар Мартинес) — пресыщенный жизнью интеллектуал, икона литературы, живущий одинокой жизнью в собственном доме в Испании, куда около 40 лет назад он сбежал в поисках творческого признания из маленького городка Салас (Алексей Медведев здесь провел параллель с бегством от диктатуры, установившейся в Аргентине в середине 70-х). Телефон героя, который несколько лет назад получил Нобелевку по литературе (за истории из жизни маленького городка, весьма темные истории, судя по всему), буквально разрывается от предложений приехать на лекцию, презентовать книгу, выступить на открытии и так далее. От всего этого автор, который даже мировое признание воспринял как трагедию и конец творчества ("Значит, я для вас удобный писатель"), непременно отказывается, все глубже впадая в меланхолию, — вдохновения нет, писать не о чем. Громом среди ясного неба в почтовом ящике героя оказывается послание-приглашение из родного городка. Неожиданно для себя, своей секретарши и всего мира автор решает принять приглашение и отправляется в далекое путешествие в родную Аргентину. Залихватское в своем абсурде роуд-муви (чего стоит сцена сжигания собственных книг посреди поля возле вставшего колом автомобиля) приводит героя в тот самый Салас ("Город, в который я не мог попасть 40 лет, а мои герои 40 лет не могли отсюда выбраться"), где его встречают как знаменитость (или даже экзотичную обезьянку), заставляют прокатиться верхом на пожарной машине и вручают медаль и звание почетного гражданина — наивысшую награду, которую только могут здесь присудить. Возвращение в родной город и встреча со старыми знакомцами — другом Антонио, несостоявшейся невестой Ирен, всеобщее почитание и обожание на некоторое время выводят героя из мрачного состояния. Но, как оказывается, столь тесное общение глухой провинции и ее грехов и рафинированного интеллектуала просто не может завершиться счастливо — за час с небольшим экранного времени (фильм длится полтора, часть уходит на завязку) из предмета обожания и почитания (которому дарят даже каких-то деревянных идолов и в традиции "Поля чудес" банку с консервированным нечто и пончо) герой превращается в ненавистного предателя, потрясателя основ и неудобного в своей самостоятельности изгоя. Со всеми вытекающими реакциями "организма" на чужеродное вторжение. Одним словом, меньше город — больше ада. Хотя, если считать страдание драйвером творчества (как думает сам Мантовани), то финал даже можно назвать счастливым — преобразившись (обзаведясь, например, очками-крылышками, что бы в мире художников Дюпра и Кона это ни значило), герой, наконец, выбирается из цепких лап меланхолии и выпускает долгожданный (и заодно кольцующий весь сюжет ленты) роман "Почетный гражданин". На этом месте в спойлерах сюжета хочется поставить точку — наслаждаться этим абсурдным, гротескным и уморительным портретом маленького городка и приключениями выросшего из коротких штанишек родной провинции героя лучше без посторонних советчиков. Куда интереснее к тому же понаблюдать за отдельными приемами и образами картины. Ведь весь Салас — это настоящий паноптикум героев Салтыкова-Щедрина, Гоголя и Чехова. Абсурдные почитатели, любящие произведения Мантовани за то, что в них есть герой напоминающий отца, местные художники, обиженные на то, что герой посмел поставить их авторитет под сомнение, друг с повадками Собакевича, выставляющий напоказ большой дом, мощную машину и послушную жену. Узнаваемые образы, типичные для Аргентины, России, Америки и любой другой страны мира, заставляют легко и быстро ассоциировать себя с героем, сопереживать ему, понимать чувства этого несчастного "свадебного генерала". По-особенному (то есть не так, как в Москве или Венеции) воспринимается в Южно-Сахалинске и тема бегства с насиженных мест в погоне за лучшей жизнью — "сахалинский синдром" временщика, вечный дуализм "остров-материк" у нас многие впитывают с молоком матери. Все это наше, родное, близкое. И как тут ни примерить на себя образ Мантовани и не представить, как ты, весь такой овеянный славой, сходишь с трапа самолета, принимаешь поздравления, выступаешь на какой-нибудь линейке, ешь икру ложками… А потом либо принимаешь правила местной игры, оставшись для сограждан забронзовевшим памятником надеждам на успех, или пытаешься показать им, что судьба каждого — это личное дело — и винить в "сидении по уши в болоте" можно лишь собственные пороки. Но за это уже по головке не погладят — можно получить и пулю в грудь. Даниэль Мантовани
Приятным дополнением к выразительному языку и прозрачно-прямолинейному ("Нет ничего сильнее простых и чистых слов" — сказал бы главный герой картины) сюжету стала простая, но чарующая работа операторов (в этой роли выступили сами Дюпра и Кон). Фильм большей частью снят на ручную камеру, здесь нет каких-то особых визуальных изысков, многоплановых композиций, зубодробительных перефокусировок и полуторачасовых размеренных планов "одним кадром" — но в Саласе по-другому снимать и нельзя (здесь даже новости — жуткая пародия, с рекламой какой-то местной газировки в прямом эфире). Визуальный лоск или изощренность под жарким солнцем пустыни просто не выживут. Поэтому нет ничего удивительного, что в ходе обсуждения в шатре Q&A, зрители больше высказывали свое мнение, чем задавали вопросы (к тому же переводчик на показе оказался с не самым лучшим знанием русского, кое-что донести до Фернандо Соколовича удавалось лишь с помощью Алексея Медведева) — "фильм понравился", "почувствовали единение душ и судеб", "спасибо за фильм", "лента напоминает "Догвиль" Ларса Фон Триера". В своей любви к картине признался даже оказавшийся на показе Евгений Гришковец — выходец из Кемерова, которого после первых публикаций даже отказывались пускать на родной факультет, заметил, что кино вполне могло бы быть про него. — Эта прекрасная, умная и тонкая работа, она могла бы быть про меня, она бы со мной совпадала, если бы в России был такой же темперамент, как в Аргентине, — заметил писатель. Евгений Гришковец
— А где брали актеров? — вдруг зачем-то интересуется пожилая женщина в первом ряду. — Все главные герои — профессионалы, — отвечает Фернандо Соколович. — А остальные? — не унимается зрительница. Фернандо Соколович
Повторный показ картины, премьера которой состоялась на Венецианском фестивале еще в прошлом году, пройдет сегодня в 16:30 в ККЗ "Октябрь". Ну а авторы этой картины уже работают над новой лентой — так что, возможно, на будущих "Краях света" пришедшийся сахалинцам по вкусу аргентинский колорит заиграет новыми красками.

Ещё новости о событии:

"Если проколоть земной шарик иголкой, то в месте, где острие входит в планету, окажется Южно-Сахалинск, а на другой стороне глобуса — Салас, маленький городок, затерянный где-то в Аргентине",
11:43 29.08.2017 Sakhalin.Info - Южно-Сахалинск
"Если проколоть земной шарик иголкой, то в месте, где острие входит в планету, окажется Южно-Сахалинск, а на другой стороне глобуса — Салас, маленький городок, затерянный где-то в Аргентине",
11:31 29.08.2017 Yuzhno.Sakh.Ru - Южно-Сахалинск
 
По теме
Сообщение Тихоокеанского информационного агентства «Острова». Литературно музыкальный вечер в рамках партнерского проекта «Берега авторской песни» пройдет в главной библиотеке островного региона 5 апреля в 18.30.
27 марта в стенах отдела ЦБС — библиотеки «Калейдоскоп» было многолюдно. Юные читатели библиотеки и кадетской школы в рамках Недели детской книги приняли участие в литературной игре «Книжная Вселенная».
На весенних каникулах в детской библиотеке в рамках Недели детской и юношеской книги прошли интересные мероприятия.
В рамках Всероссийской Недели детской и юношеской книги  в отделе ЦБС — библиотеке «Книга+» 27 марта состоялся  квест  «Сражение книгочеев» по  произведениям Корнея Чуковского.
Сахалинец обвиняется в убийстве, совершенном 18 лет назад - Следственный комитет Вторым отделом по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Сахалинской области завершено расследование уголовного дела по обвинению 49-летнего сахалинца в сов
Следственный комитет
Во дворе магазина в Невельске произошел пожар - News.Astv.Ru В Невельске 28 марта в 18:37 поступило сообщение о возгорании мусорного бака во дворе магазина по улице Советской, 20, сообщает МЧС по Сахалинской области,  Пожарный расчет прибыл через 2 минуты.
News.Astv.Ru
Акция «Безопасная любовь» - Кожно-венерологический диспансер 28 марта 2024 года для пациентов ГБУЗ «Сахалинский областной кожно-венерологический диспансер» сотрудники кабинета медицинской профилактики я Борисов О.А и заведующая венерологического отделения Юферева Т.В.
Кожно-венерологический диспансер
Приоритеты и направления модернизации общедоступной библиотеки - Долинская ЦБС Приоритеты и направления модернизации общедоступной библиотеки 27 марта 2024 года Сахалинская областная универсальная научная библиотека при поддержке министерства культуры и архивного дела Сахалинской области в соотв
Долинская ЦБС
Библиограф рекомендует - Долинская ЦБС Библиограф рекомендует Краеведческий фонд Долинской модельной центральной городской библиотеки им.
Долинская ЦБС