Сегодня, 5 декабря по старому стилю, 18 декабря по новому святая Православная Церковь чтит память преподобного Саввы Освященного.
Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы.
Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.
В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений.
Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого. Но преподобный Евфимий (память 20 января) направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста. После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.
Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.
Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу († 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере. Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики – все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь.
Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый «Иерусалимский», принятый всеми Палестинскими монастырями. Святой мирно преставился к Богу в 532 году.
Богослужение в кафедральном соборе Рождества Христова возглавил Архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. Его Высокопреосвященству сослужили: ключарь собора протоиерей Василий Иванов, клирик Белгородской епархии иерей Георгий Иванчогло, штатный клирик Воскресенского собора г. Южно-Сахалинска иерей Роман Суханов.
Во время Божественной Литургии, по сугубой ектинии Владыка Тихон вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине.
По окончании богослужения Архипастырь обратился к молящимся со словами проповеди:
«В сегодняшнем Евангельском повествовании мы слышали об исцелении 10-ти прокаженных. Когда Спаситель проходил, эти прокаженные издалека кричали ему: "Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!" Эти люди кричали издалека, потому что проказа - болезнь заразная, и прокаженные по закону ого времени не имели права подходить близко к людям, обязаны были ходить с колокольчиком и при виде людей кричать: "Нечист! Нечист!" И Господь им говорит: "Идите, покажитесь священнику!"
"В Ветхом Завете именно священник определял, исцелился человек от проказы, или же нет, - продолжал Владыка, - Прокаженные пошли к священнику. Вот какова вера этих людей! Они вопили: "Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!", а затем пошли к священнику, еще будучи больными! По дороге они поняли, что они отчистились! Девять из десяти, вернулся обратно только самарянин, припал на колени перед Спасителем и стал его благодарить, на что Спаситель сказал: "10 отчистились, и только один, иноплеменник воздал славу Господу!" Иноплеменник, а не правоверные иудеи. Самаряне по-нашему - сектанты! "Вера твоя спасла тебя", - сказал ему Господь! Вот - пример удивительной веры, который мы видим!
Мы сегодня собрались на Божественную Литургию для того, чтобы приступить к Таинству Евхаристии. Евхаристия - переводиться как благодарение. А с каким чувством мы должны отходить от аналоя после исповеди? Многие говорят, что с чувством собственной греховности. Конечно, это чувство должно в нас присутствовать. Но, в первую очередь мы должны быть благодарны Богу за все. Нам так кажется, что мы должны быть благодарны только за то хорошее, что Господь нам посылает, но ведь и плохое Он нам посылает - к спасению нашей души! Но мы не готовы за это благодарить Бога. Более того, есть люди, которые считают, что им все должны и не готовы благодарить не только Господа, но и других людей! Особенно пожилые люди, которые говорят, что их все бросили и они никому не нужны. А корень здесь какой? Неблагодарность. Давайте помнить о том, что мы, люди должны быть благодарны - каждому человеку, хорошее он нам делает или плохое... И, в первую очередь, благодарны Господу Богу, желающему всем спастись! И тогда Господь скажет нам: «Дерзай, вера твоя спасла тебя!»